Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прогнозы ОПЕК о закате «сланцевой эпохи»: оправданные ожидания или хитрый ход саудитов

Прогнозы ОПЕК о закате «сланцевой эпохи»: оправданные ожидания или хитрый ход саудитов

Итоги прошедших на прошлой неделе в Вене мероприятий ОПЕК+ можно, без сомнения, назвать прорывными. Саудовская Аравия сумела достичь своей цели, убедив участников соглашения договориться о сокращении в I квартале 2020 года производства нефти на 500 тыс барр./сут. Вдобавок к этому, Эр-Рияд взял на себя добровольное обязательство уменьшить свою добычу еще на 400 тыс барр./сут. В результате общее сокращение нефтедобычи у стран ОПЕК+ составит 2,1 млн барр./сут. 

Между тем, возникает вопрос: стоила ли такая нефтяная овчинка выделки? Не секрет, что у продления сделки имелось немало противников, в том числе, в России, на которую, напомним, наряду с Саудовской Аравией, приходятся основные обязательства по сокращению производства нефти. К примеру, глава «Роснефти» Игорь Сечин в свое время даже называл ОПЕК+ стратегической угрозой для развития российской нефтяной отрасли. Критики этого соглашения заявляли, что пока участники ОПЕК+ связывают себя ограничениями на добычу, их рыночную нишу занимают конкуренты и, прежде всего, из США. Американские нефтяники благодаря «сланцевому буму» ставили последние годы все новые производственные рекорды, в результате чего на долю США к настоящему времени приходится уже около 16% мировой добычи нефти.

Однако накануне встреч в Вене, эксперты ОПЕК поспешили развеять опасения по поводу угрозы со стороны сланцевой нефти. По их мнению, ситуация на рынке нефти стала кардинально меняться. Нефтяная индустрия США испытывает недостаток новых инвестиций, и она вряд ли будет способна продолжать тот впечатляющий рост, который наблюдался ранее. Наиболее весомым аргументом, лежащим в основе подобных прогнозов, служит продолжающееся снижение количества действующих нефтяных буровых установок в США. В частности, по данным Baker Hughes, их число сократилось с 877 единиц в начале января 2019 года до 674 по состоянию на середину ноября. Напомним, что изменение количества буровых традиционно используется в качестве опережающего индикатора для оценок будущей динамики добычи нефти в США.

Между тем, с этим показателем на длинных промежутках времени не все так однозначно. Его значение, безусловно, нужно учитывать, но не следует преувеличивать. В этом можно легко убедиться, если сравнить многолетние данные по нефтедобыче с данными по количеству буровых установок. Дело в том, что мощная тенденция последних лет по увеличению производства нефти в США одновременно сопровождалась трендом на постепенное сокращение числа буровых. Это можно объяснить, в том числе, повышением эффективности добычи сланцевой нефти, развитием технологий, уходом с рынка слабых игроков.

Также стоит отметить, что последние прогнозы ОПЕК расходятся с выводами МЭА. В своем ноябрьском докладе агентство предупредило о возможности резкого снижения мирового спроса на нефть и ускорение нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК. В свою очередь, EIA в ноябре пересмотрела в сторону увеличения свои прогнозы на будущий год по производству нефти в США. Правда, ожидается, что темпы роста снизятся с 11,8% в 2019 году до 8,1% в 2020 году.

В данной связи, вполне возможно, что неожиданное обнаружение экспертами ОПЕК позитивных для себя сигналов на нефтяном рынке, являлось ничем иным, как тактической уловкой Эр-Рияда. Прогноз о закате американского «сланцевого бума» помог убедить членов ОПЕК+ пойти на дополнительное сокращение добычи нефти, что поспособствовало успеху IPO саудовской Saudi Aramco. Напомним, что в результате продажи 1,5% ее акций было выручено 25,6 млрд долл. Для сравнения бюджет Саудовской Аравии в 2019 году составил 295 млрд долл. Очевидно, что доход от этого IPO с лихвой компенсирует саудитам те потери, которые они понесут в результате новых обязательств в рамках ОПЕК+.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Опубликовано: ИРРТЭК, 12.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики