Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков оценил инициативу по выводу «Северного потока» из-под действия Газовой директивы ЕС

Юшков оценил инициативу по выводу «Северного потока» из-под действия Газовой директивы ЕС

Компании-операторы «Северного потока — 2» Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG подали заявки в федеральное сетевое агентство Германии с просьбой о выводе трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2» из-под действия обновленной Газовой директивы ЕС. Немецкий регулятор сообщает, что заявки будут рассмотрены в сопровождении консультаций со странами ЕС. Процедуру планируют завершить до 23 мая. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с Федеральным агентством новостей оценил эти действия и их целесообразность.

«Конечно, то, что они делают, это абсурдно. Пустить кого-то в трубу посреди моря на дне…Тут налицо применение Евросоюзом третьего энергопакета не для того, чтобы конкуренция развивалась, а в качестве санкций», — прокомментировал Юшков.

Эксперт напомнил, что Евросоюз принял поправки к Газовой директиве в 2019 году. Другое название директивы — третий энергетический пакет ЕС. Это комплекс антимонопольных мер, который принят для того, чтобы поставщик газа не владел газопроводом. А если он им владеет, то должен отдать его, как минимум, в зависимое управление. А второй момент — то, что один поставщик не может загружать более 50% мощности газовой магистрали. Другие 50% должны быть зарезервированы для прокачки топлива от «альтернативных поставщиков» в антимонопольных целях. Из-за этого газопровод «Опал», который идет через Германию и Чехию и дальше до Австрии, подпадал под действие третьего энергопакета, и получалось, что «Газпром» может использовать его только на половину мощности.

«Но если в точке начала газопровода вообще не может быть конкуренции, тогда поставщик может подпасть под исключение и сделать загрузку на полную мощность. Сейчас наверняка речь идет о том, что раньше нормы, принятые Евросоюзом, не распространялись на морские газопроводы. Все действия начинались на берегу. А сейчас распространяются, но только на ту морскую часть, которая находится в акватории страны Евросоюза, то есть 12 миль от берега, например, Германии участок «Северного потока — 1» и «Северного потока — 2» подпадают под действие третьего энергопакета. И получается, что «Газпром» на все Балтийское море прокачивает газ, а в конце он не имеет права загрузить на полную мощность», — пояснил эксперт.

Стоит отметить, что вопрос о применении доработанной Газовой директивы остается открытым. Поправки вступили в силу еще в июне 2018 года, но большинство стран ЕС не успело учесть их в своих национальных законодательствах, что открывает широкие возможности для различных маневров. 

Автор: Наталья Романова

Источник: ФАН, 16.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики