Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Повышение тарифов на транзит нефти по территории Беларуси на 20-30% приведет к сокращению объемов прокачки – эксперт

Повышение тарифов на транзит нефти по территории Беларуси на 20-30% приведет к сокращению объемов прокачки – эксперт

Повышение тарифов на транзит нефти по территории Беларуси на 20-30% приведет к существенному сокращению объемов прокачки через Беларусь. Российские экспортеры смогут перенаправить транзит нефти с белорусского направления на российские экспортные терминалы в Усть-Луге, Приморске и Новороссийске. Такое мнение высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии агентству ПраймПресс.

«Если Минск поднимет тарифы на прокачку нефти через свою территорию на 20%-30%, то это, скорее всего, приведет к существенным сокращениям прокачки через Беларусь, так как этот маршрут станет менее конкурентоспособным в сравнении с другими направлениями», - отметил Юшков.

По его словам, у российских компаний есть возможность перенаправить транзит нефти с белорусского направления на российские экспортные терминалы в Усть-Луге, Приморске и Новороссийске. «В прошлом году «Дружба» (нефтепровод – ред.) простояла немало времени (из-за ситуации с поставками «грязной» нефти – ред.), и даже в реверсе работала, тем не менее, весь экспорт компании смогли переключить на Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. Да, было сложно, но этот пример показал, что можно весь объем транзита через Беларусь перекинуть на другие маршруты», - сказал эксперт.

При этом он заметил, что пока российская компания «Транснефть» сохраняет план прокачки нефти через Беларусь на 2020 г на уровне 2019 г - 48 млн т. Из этого объема 34 млн т планируется прокачать в направлении Польши и 14 млн т – в направлении Украины.

Как сообщалось, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (оператор магистрального нефтепровода «Дружба» на территории Беларуси) не удалось в 2019 г компенсировать потери от снижения объема транзита российской нефти (на 6,4 млн т), вызванные апрельской аварией на нефтепроводе «Дружба». Частично убытки были погашены за счет повышения с 1 сентября 2019 г тарифа на прокачку нефти на 3,7%. Чтобы полностью возместить недополученный объем выручки (еще 21 млн долл) «Гомельтранснефть Дружба» планировала увеличить транзитный тариф на 2020 г на 16,6% (включая инфляционную составляющую).

Однако на данный момент Федеральная антимонопольная служба РФ и Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси такое повышение тарифа согласовать не смогли. Принятие соответствующего решения ожидается до 1 февраля. Согласно процедуре, если при этом размер предлагаемой белорусской стороной индексации не будет согласован, тарифы будут автоматически увеличены на размер среднегодового индекса потребительских цен на 2020 г (3,8%), установленного параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, увеличенного не более чем на 3%. То есть, лишь на 6,8%.

Источник: ПраймПресс, 17.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики