Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России построят ледокол «Лидер» почти за 130 млрд рублей

В России построят ледокол «Лидер» почти за 130 млрд рублей

Ледокол предназначен для сопровождения грузовых судов по Северному морскому пути, и в первую очередь газовозов, которые повезут СПГ с ямальских проектов

Государство выделит почти 130 млрд рублей на строительство самого мощного в мире ледокола «Лидер». Построят его по заказу «Росатома» на дальневосточной верфи «Роснефти» «Звезда». «Лидер» будет сопровождать грузовые суда по Северному морскому пути.

Сначала сообщали, что «Лидер» обойдется государству в 70-90 млрд рублей, потом говорили про сумму почти в 100 млрд, а сейчас выделяют около 130 млрд рублей. И стройка только начинается. Вернее, только в этом году будет подписан контракт и начнутся предпроектные работы. А учитывая, как у нас могут дорожать такие стройки, за семь лет стоимость ледокола может стать сопоставимой цене Крымского моста.

Построят «Лидер» на дальневосточной верфи «Звезда». Она подконтрольна «Роснефти». Заказчик — «Росатом». Атомный ледокол будет помогать судам проходить по Севморпути, в первую очередь газовозам. Они повезут СПГ с ямальских проектов «Новатэка» в Азию, прогнозирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«СПГ — один из товаров, который будет вывозиться. Речь идет в первую очередь об организации его доставки в азиатские страны. Именно восточная часть СМП является наиболее сложной, и это видно по реализации проекта «Ямал-СПГ», когда в прошлом году 80% грузов пришло в Европу и почти не было транспортировок в азиатском направлении».

Американские СМИ как-то писали, что Севморпуть может потеснить привычный морской путь из Азии в Европу через Суэцкий канал. Для сравнения: из Южной Кореи в Германию корабли через Суэц идут больше месяца, а по СМП — всего 23 дня. Это значительная экономия топлива. Причем, идя по старому маршруту, приходится стоять в очереди на проход по Суэцкому каналу. А в Северном Ледовитом океане все свободно, и пиратов там нет. Зато если с судном что-то случится, то вдали от цивилизации придется туго.

Что же касается ледоколов, то были прогнозы о том, что арктический лед тает, то есть торговые корабли все больше времени в году смогут обойтись без сопровождения. Но на эти прогнозы есть другие, говорит главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

«Прогнозов все больше и больше, что СМП как минимум не думает ото льда освобождаться. И свободным ото льда даже в течение сезона, четырех-пяти месяцев он не будет, поэтому ледоколы нужны. Просто надо быть реалистом и выбрать точную политику, а не вот эти вот мечтания, что мы перетянем судоходство с Суэцкого канала на СМП, контейнеровозы... Никогда они не побегут, это невозможно».

В позапрошлом году по Севморпути прошел контейнеровоз датской компании Maersk. И хотя она и признала опыт успешным, но сообщила, что не рассматривает этот коридор как альтернативу другим путям.

Летом от СМП отказался крупнейший французский морской контейнерный оператор. Сомнения в целесообразности ходить по Севморпути выразили в Норвегии, от него отказались в Германии. И везде заявили, что заботятся об экологической безопасности.

Прозвучало странно с учетом, что северный коридор — это меньшие затраты топлива. Умолчали европейцы скорее вот о чем: в этой части Арктики Россия — монополист. Это российская территория, и ни у кого, кроме нас, нет возможности обслуживать проход судов. А зависеть от России, судя по всему, никто не хочет. Поэтому есть вероятность, что мы сами будем доставлять грузы по Севморпути из Азии в Европу. Это будет дешевле для заказчиков, но бороздить бескрайний Северный Ледовитый океан мы будем в одиночестве.

Источник: BFM.RU, 17.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики