Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Узбекистан сворачивает экспорт газа

Узбекистан сворачивает экспорт газа

Через четыре года Узбекистан прекратит экспорт газа. Об этом заявил премьер-министр страны Абдулла Арипов, выступая на заседании политсовета Либерально-демократической партии Узбекистана.

«К 2025 году будут приняты меры по прекращению экспорта природного газа и расширению его переработки внутри страны, а также увеличению производства продукции с добавленной стоимостью», — сказал глава узбекского правительства, сообщает gazeta.uz.

В 2018 году Узбекистан добыл около 60 млрд кубометров газа, экспортировав 13 млрд кубометров. В 2019 году «Узбекнефтегаз» планировал экспортировать уже 15 млрд кубометров: 10 млрд — в Китай, 4 млрд — в Россию и 1 млрд — в соседние страны Центральной Азии. Примечательно, что больше половины добычи в стране обеспечивают проекты «Лукойла»: 33,5 млрд в 2018 году.

«На месторождениях „Узбекнефтегаза“ падает добыча, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Поэтому отчасти желание прекратить экспорт может быть следствием необходимости обеспечивать внутренние потребности, а с другой стороны, стремлением надавить на „Лукойл“ в переговорах об урегулировании задолженности и условиях дальнейшего сотрудничества». 

Как сообщало EADaily, в июне прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев признал, что у страны есть долг перед «Лукойлом» — $ 600 млн. Выступая перед Сенатом, глава государства рассказал: долг образовался, потому что правительство покупает у российской компании газ для внутреннего рынка за $ 146 за тысячу кубометров, а продает населению за $ 40. В этой связи президент задался вопросом, отчего при составлении соглашения о разделе продукции не были учтены национальные интересы.

Впрочем, ранее агентство Reuters сообщило, что «Лукойлу» задолжали из-за того, что Узбекистан забирал часть газа на внутренний рынок, хотя условия заключенного договора предусматривают экспорт всего добываемого объема газа. 

Источник: EADaily, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики