Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: "TANAP - хорошая возможность для сотрудничества Азербайджана и России"

С. Митрахович: "TANAP - хорошая возможность для сотрудничества Азербайджана и России"

Прошедший год запомнился активным экономическим взаимодействием Азербайджана и России, на территории нашей республики были открыты филиалы российских компаний, запущены совместные предприятия. Между тем, по утверждению зарубежных экспертов, у Баку и Москвы есть большой нереализованный потенциал транспортных, энергетических, инфраструктурных проектов. Какие именно крупные экономические проекты Москва и Баку могли бы начать реализовать в 2020 году? – об этом Vzglyad.az рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Какие масштабные совместные проекты могли бы реализовывать Азербайджан и Россия в энергетической сфере?

- Что касается перспективного сотрудничества России и Азербайджана в области энергетики возможным вариантом выступает Трансанатолийский газопровод или ТANAP, который идет из Азербайджана и Турцию и Трансадриатический газопровод, который, как известно, когда будет достроен, дотянется до Италии. Это стратегический проект для Азербайджан и Турции, важен и для Италии, по этому же газопроводу планируется поставлять газ в Болгарию и Грецию, примерно по одному миллиарду кубометров на каждую страну, а также около 10 миллиардов для Италии и шесть миллиардов кубометров для Турции. Поставки, как известно, для Турции уже реализуются.

Но в рамках ТANAP существует схема об увеличении, помимо заявленной, мощности газопровода, чтобы качать больше и в Турцию, и в Европу. Для этого, конечно, понадобятся дополнительные инфраструктурные работы и больший объем газа. Возможности Азербайджана по запасам газа конечно значительны, но месторождение Шах-Дениз 2 вряд ли сможет выдавать больше 16 миллиардов кубометров в год. Хотя у Азербайджана есть точка зрения, что добычу на этом месторождении можно увеличить, однако я думаю, что это произойдет крайне нескоро, и скорее всего в ближайшие годы Азербайджану понадобятся дополнительные объемы газа, если он захочет увеличить объемы поставок по ТАNAP более 16 млрд. кубометров в год.

И тот факт, что Азербайджан несколько лет назад вернулся к закупкам газа в России, наводит на мысль о вероятном сотрудничестве в этом направлении. Например, Россия могла использовать структуру ТANAP - структуру в которую Россия деньги не вкладывала.

А в соответствии с правилами антимонопольного регулирования Европы и в соответствии с договоренностями Азербайджана и Турции российский газ можно было бы пустить по этому газопроводу, используя инфраструктуру и мощности ТANAP, обеспечивая Европу и Турцию необходимыми объемами газа. Европа будут вынуждена российский газ в свои сети пустить, потому что это будет способствовать нормам третьего энергопакета – согласно его положением, если кто-то построит газовую трубу, то российский или какой-то другой газ может поступать туда без ограничений. В этом суть антимонопольного законодательства Европы.

Но и соответственно Азербайджан может уверенно заявлять, что все его проекты работают, пускай, не только своими силами, а в кооперации с Россией. Зато на полную мощность. Как известно – цель оправдывает средства.

Самой Турции этот проект тоже будет интересен, потому что так она увеличить свою значимость как газового хаба, и будет получать деньги за транзит газа по своей территории. В этом смысле я вижу большие перспективы в сотрудничестве Азербайджана с Россией.

- Как Россия воспринимает идею Транскаспийского газопровода, идущего из стран Средней Азии по дну Каспия через Азербайджан, Грузию, Турцию в Европу, видит ли в нем угрозу и конкуренцию своей экономической политики или допускает даже какую-то возможность сотрудничества со сторонами – участниками проекта?

- Что касается Транскаспийского газопровода, то надо понимать, что для России, что греха скрывать – это нежелательное явление. Потому что Транскаспий сможет доставлять газ из Туркмении в кавказский регион, дальше через Турцию в Европу и соответственно будет конкурировать с Россией. Впрочем та жесткость позиции, которая присутствовала у России по поводу Транскаспийского газопровода, сейчас не так ярко выражена, потому что ситуация изменилась. Сейчас почти весь туркменский газ зафрахтован китайцами и они не захотят, чтобы Туркмения наращивала поставки газа в другие регионы. Кроме того, Газпром снова договорился с Туркменией о поставках газа, что сейчас тоже занимает часть туркменского газопотока и тут уже совсем мало что для Транскаспия остается. В дальнейшем может какие-то источники газа у Туркмении появится, например в виду открытия каких-то новых месторождений, но точно не в ближайшее время.

Между тем следует признать, что те международно-правовые отношения, что были закреплены по Каспийскому морю, они действительно облегчают строительство Транскаспия, по сравнению с тем, что было пять или десять лет назад. Но присутствуют много оговорок по поводу экологических нормативов. Например, о том, что нельзя строить, если это наносит ущерб экологии, так что теоретически Россия и Иран при желании, могут заблокировать любой проект такого типа на Каспии, основываясь только на этих положениях договора. Не говоря о том, что у этих стран есть существенные военно-морские силы, которые позволяют им контролировать гигантскую акваторию Каспия.
Так что думаю, несмотря на все разговоры, которые ведутся уже два десятилетия, все решительные заявления Запада на эту тему и некоторых прикаспийских государств, это далеко не самая перспективная тема на данном этапе. В отличие от наращивания добычи нефтегазового сырья в Азербайджане или сотрудничество России и Азербайджана по ТАNAP – это гораздо более реальные проекты.

- Сотрудничество Азербайджана и России в развитии железнодорожных магистралей, в частности интеграция ветки Баку-Тбилиси-Карс и Транссиба, строительство железнодорожных путей в рамках проекта Север-Юг – какие из этих проектов обладает не просто декларируемым, но и реальным потенциалом?

- Что касается масштабных транспортных и железнодорожных проектов двух стран, думаю. об этом еще говорить рано. Разве что, если к таким проектам в регионе Кавказа, не подключится Китай. Вот эта страна готова инвестировать вне своих границ, включая строительство дорог и железнодорожных магистралей, в частности в рамках своей глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Но не думаю, что сейчас в рамках этого проекта, Кавказ может быть ключевым звеном, хотя в целом и является приоритетным регионом в рамках проекта.

В данном случае сотрудничество между Азербайджаном и Россией в области созданий новых транспортных артерий могло бы быть очень активным и востребованным, если бы Россия начала бы строить железную дорогу в Иран. Но на самом деле риторика России по поводу ее поддержки сопротивления Ирана американским санкциям, и вообще позиции Ирана, очень сильно отличается от реального положения дел. Все-таки Иран - стратегический конкурент России на рынке углеводородов, нефти и газа, потенциальная угроза в борьбе за Европейский газовый рынок. Не думаю, что Россия желала бы фундаментального усиления роли Ирана в сфере логистических возможностей и поставок энергоносителей. То есть политическое сотрудничество – это одно, экономическая конкуренция – нечто иное. Да, есть немало общих точек пересечения позиций – Иран, например, является тактическим союзником России в Сирии, но и тут у стран имеются разногласия, может быть незаметные «издалека». Можно найти много отличий по стратегии политики в Сирии у Москвы и Тегерана.

Россия, например, в большой степени видит установления автономии для курдов в регионе, в том числе включения курдов во властные структуры страны, Иран нацелен на укреплении власти Асада в Сирии, в меньшей степени задумываясь об интересах курдов. Кстати, обратите внимание, что Иран в последнее время сделал ряд заявлений о том, что не «в восторге» от формата ОПЕК + и считает, что в этом формате Россия и Саудовская Аравия играют там координирующее роль, а Ирану мало что остается.

Что касается магистрали Баку-Тбилиси-Карс, то надо отметить, что у России имеется и уже подписан меморандум о сотрудничестве с Азербайджаном и Турцией в рамках БТД и спустя, какое-то время, мы увидим работы по совершенствование инфраструктуры, увеличение транспортных перевозок со стороны России.
 
Автор: Cамир Мурадов

Источник: Vzglyad.az, 21.01.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики