Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Белоруссия закупила 80 тысяч тонн норвежской нефти, заменив ей российское топливо. Нефть из Норвегии доставят в страну по маршруту, который проходит через литовский порт в Клайпеде. Также 21 января Белоруссия отменила приостановку экспорта нефтепродуктов и готова заключить контракты на поставку нефти из альтернативных России источников. Об этом сообщил глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков.

«Вечерняя Москва» решила выяснить, поможет ли Белоруссии норвежская нефть снизить зависимость от российской?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович уверен, что черное золото из скандинавской страны обойдется Белоруссии дороже.

— Если Лукашенко (президент Белоруссии Александр Лукашенко — прим. ВМ) хочет покупать у других поставщиков, это его полное право. Он уже однажды покупал нефть из Венесуэлы, но топливо оказалось азербайджанским. Та нефть поступала через Одессу и оказалась дороже. В итоге Лукашенко от нее отказался. Если он в очередной раз хочет купить нефть из других стран, технически это возможно, но экономически такая сделка будет невыгодной, — сказал Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой».

Поставки в Белоруссию через Клайпеду (по железной дороге) или польский Гданьск идут транзитом и увеличивают стоимость продаж на 20 долларов.

— Вряд ли какая-то страна будет продавать Белоруссии нефть дешевле из любви к Лукашенко. Никакая нефть не может стоить дешевле российской, потому что в России еще не завершен налоговый маневр, предполагающий сокращение экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), — отметил эксперт.

Из-за повышения НДПИ российские компании будут продавать нефть Белоруссии дороже. Минфин союзной республики оценивает потери Минска из-за налогового маневра в российском нефтяном секторе в районе 11 миллиардов долларов. Помимо высокой стоимости альтернативных поставок, связанных со сложностью маршрута по сравнению с безтранзитным трубопроводным импортом из России, сложность будут создавать ограниченные объемы топлива.

— Порты Прибалтики не безграничны по объемам. Литва может поставить около 3 миллионов тонн в год. Белоруссия получает из России 18 миллионов тонн. Через Гданьск можно поставлять, но там порт работает не только для нефтяных поставок, — подчеркнул Митрахович.

Текущих 80 тысяч тонн из Норвегии хватит максимум на два–три дня работы одного из двух заводов в Белоруссии, добавил он.

Учитывая ценовую разницу и ограниченность объемов поставок из других стран, Белоруссия не сможет без денежных потерь отказаться от российской нефти. Намерение искать других партнеров больше напоминает политический торг, отмечает эксперт. В рамках Союзного государства Лукашенко требует, чтобы Россия продавала нефть по внутрироссийским ценам, но отказывается углублять интеграцию, ссылаясь все время на нерушимость белорусского суверенитета.

— Лукашенко не хочет создавать единую валюту, единые институты управления, открыть доступ российским компаниям в Белоруссии, не признает Крым российским, — говорит Митрахович.

Позднее, 21 января, сам Лукашенко признал, что в настоящее время нет абсолютной альтернативы нефти из России, но указал на необходимость в диверсификации поступающих в страну ресурсов.

Напомним, что накануне Нового года Белоруссии не удалось договориться с российскими нефтяными компаниями об условиях нефтяных поставок с 1 января 2020 года. 31 декабря президент Республики Александр Лукашенко отдал распоряжение начать импорт топлива из других стран.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики