Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Минск берут нефтяной тайм-аут

Москва и Минск берут нефтяной тайм-аут

Похоже, Москва и Минск смогли – хотя бы на время – устранить возникшее было препятствие на пути недавно созданного Таможенного союза.

Газета «Коммерсантъ» сообщает о том, что Россия и Белоруссия приняли решение не обсуждать вопрос о нефтяных экспортных пошлинах в рамках Таможенного союза. По сведениям издания, этот вопрос решено включить в договоры о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое должно заработать не ранее 2012 года. Таким образом участникам союзного долгостроя и партнерам по Таможенному союзу удалось временно уйти от «лобового столкновения».

Напомним, и без того не гладко складывающиеся в последнее время российско-белорусские отношения сильно подпортил «энергетический вопрос». В начале года между главами России и Белоруссии даже состоялась «эпистолярная дуэль», в рамках которой президент Белоруссии обвинил российскую сторону в срыве базовых договоренностей по Таможенному союзу.

Поводом для столь резкого выпада стал отказ Москвы отменить экспортную пошлину на поставки нефти для Белоруссии с 2010 года, что, по мнению Минска, является грубым нарушением обязательств, принятых российской стороной в рамках Таможенного союза. Минск предъявил претензии Москве даже несмотря на то, что по заключенному в январе соглашению в текущем году в Белоруссию беспошлинно, для ее внутреннего потребления, поступят 6,3 млн тонн российской нефти. Но объем общих поставок российской нефти в Белоруссию достигает 21,5 млн тонн, при этом львиная их доля перерабатывается на белорусских НПЗ и экспортируется дальше в Европу.

Первоначально Минск демонстрировал решимость настаивать на полной отмене экспортной пошлины на всю российскую нефть с 1 июля 2010 года, однако теперь, судя по всему, готов проявить терпение и отложить окончательное решение этого вопроса на пару лет.

Новый поворот в энергетическом споре между Белоруссией и Россией комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Если говорить о Таможенном союзе, то здесь «дьявол кроется в деталях». С одной стороны, мы приветствуем такие интеграционные процессы, а с другой – надо понимать, что Белоруссия географически находится ближе к Европе, чем мы. Так что основной поток товаров идет из России в Европу, а не, скажем, из Белоруссии в Китай. Вот и получается, что в ситуации, когда у нас отсутствует единый бюджет, основную транзитную маржу забирает Минск, а не Москва. Для России это означает большие финансовые потери.

Если бы мы продолжали беспошлинно поставлять нефть на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, которые были одними из новейших в Советском Союзе, то дальше она в виде нефтепродуктов шла бы в Европу. А общую таможенную границу нефтепродукты пересекали бы на границе между Белоруссией и той же Польшей. Естественно, что экспортная выручка оседала бы в белорусском, а не российском бюджете.

Раньше белорусы платили хотя бы 30% пошлины на российскую сырую нефть, а теперь Минск предлагает нам отказаться от этих денег. Конечно, если убрать энергетику из Таможенного союза, то возникает резонный вопрос, насколько он будет полноценным, если не будет включать в себя главную составляющую экономических отношений. С другой стороны, надо понимать, что согласиться на такую уступку со стороны Москвы было бы достаточно проблематично.

Честно говоря, я бы не придавал большого значения появившейся информации о том, что этот вопрос хотя бы на время улажен. Хорошо зная белорусского президента, я не удивлюсь, если через несколько недель он будет говорить прямо противоположные вещи.

Напомню, Россия подписала соглашение, согласно которому она взяла на себя обязательства поставлять 6,3 млн тонн нефти в Белоруссию беспошлинно, поскольку это – тот объем, который востребован внутренним рынком Белоруссии. Т. е. для внутренних нужд белорусской экономики мы готовы поставлять нефть беспошлинно. Но если мы говорим о реэкспорте нефтепродуктов, переработанных из нашей нефти, то логично было бы получать за это компенсацию.

Не исключено, что белорусы теперь выберут квоту раньше, чем закончится календарный 2010 год, и Лукашенко снова появится на сцене с претензией к России, которая «энергетически душит белорусскую экономику». Хотя на самом деле Москва и так ежегодно дотирует белорусскую экономику на $5–6 млрд, если принять во внимание льготные цены на газ и реэкспорт нефти. Это – очень существенная сумма, и вполне логично, что мы пытаемся призвать наших белорусских братьев к финансовому порядку. Никакие радиолокационные станции в Барановичах не покрывают этих расходов. Так что пока Россия может претендовать лишь на чисто политические дивиденды от создания Таможенного союза.

Источник: Fintimes.km.ru, 27.02.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики