|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Минск берут нефтяной тайм-аут Москва и Минск берут нефтяной тайм-аутПохоже, Москва и Минск смогли – хотя бы на время – устранить возникшее было препятствие на пути недавно созданного Таможенного союза. Газета «Коммерсантъ» сообщает о том, что Россия и Белоруссия приняли решение не обсуждать вопрос о нефтяных экспортных пошлинах в рамках Таможенного союза. По сведениям издания, этот вопрос решено включить в договоры о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое должно заработать не ранее 2012 года. Таким образом участникам союзного долгостроя и партнерам по Таможенному союзу удалось временно уйти от «лобового столкновения». Напомним, и без того не гладко складывающиеся в последнее время российско-белорусские отношения сильно подпортил «энергетический вопрос». В начале года между главами России и Белоруссии даже состоялась «эпистолярная дуэль», в рамках которой президент Белоруссии обвинил российскую сторону в срыве базовых договоренностей по Таможенному союзу. Поводом для столь резкого выпада стал отказ Москвы отменить экспортную пошлину на поставки нефти для Белоруссии с 2010 года, что, по мнению Минска, является грубым нарушением обязательств, принятых российской стороной в рамках Таможенного союза. Минск предъявил претензии Москве даже несмотря на то, что по заключенному в январе соглашению в текущем году в Белоруссию беспошлинно, для ее внутреннего потребления, поступят 6,3 млн тонн российской нефти. Но объем общих поставок российской нефти в Белоруссию достигает 21,5 млн тонн, при этом львиная их доля перерабатывается на белорусских НПЗ и экспортируется дальше в Европу. Первоначально Минск демонстрировал решимость настаивать на полной отмене экспортной пошлины на всю российскую нефть с 1 июля 2010 года, однако теперь, судя по всему, готов проявить терпение и отложить окончательное решение этого вопроса на пару лет. Новый поворот в энергетическом споре между Белоруссией и Россией комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: – Если говорить о Таможенном союзе, то здесь «дьявол кроется в деталях». С одной стороны, мы приветствуем такие интеграционные процессы, а с другой – надо понимать, что Белоруссия географически находится ближе к Европе, чем мы. Так что основной поток товаров идет из России в Европу, а не, скажем, из Белоруссии в Китай. Вот и получается, что в ситуации, когда у нас отсутствует единый бюджет, основную транзитную маржу забирает Минск, а не Москва. Для России это означает большие финансовые потери. Если бы мы продолжали беспошлинно поставлять нефть на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, которые были одними из новейших в Советском Союзе, то дальше она в виде нефтепродуктов шла бы в Европу. А общую таможенную границу нефтепродукты пересекали бы на границе между Белоруссией и той же Польшей. Естественно, что экспортная выручка оседала бы в белорусском, а не российском бюджете. Раньше белорусы платили хотя бы 30% пошлины на российскую сырую нефть, а теперь Минск предлагает нам отказаться от этих денег. Конечно, если убрать энергетику из Таможенного союза, то возникает резонный вопрос, насколько он будет полноценным, если не будет включать в себя главную составляющую экономических отношений. С другой стороны, надо понимать, что согласиться на такую уступку со стороны Москвы было бы достаточно проблематично. Честно говоря, я бы не придавал большого значения появившейся информации о том, что этот вопрос хотя бы на время улажен. Хорошо зная белорусского президента, я не удивлюсь, если через несколько недель он будет говорить прямо противоположные вещи. Напомню, Россия подписала соглашение, согласно которому она взяла на себя обязательства поставлять 6,3 млн тонн нефти в Белоруссию беспошлинно, поскольку это – тот объем, который востребован внутренним рынком Белоруссии. Т. е. для внутренних нужд белорусской экономики мы готовы поставлять нефть беспошлинно. Но если мы говорим о реэкспорте нефтепродуктов, переработанных из нашей нефти, то логично было бы получать за это компенсацию. Не исключено, что белорусы теперь выберут квоту раньше, чем закончится календарный 2010 год, и Лукашенко снова появится на сцене с претензией к России, которая «энергетически душит белорусскую экономику». Хотя на самом деле Москва и так ежегодно дотирует белорусскую экономику на $5–6 млрд, если принять во внимание льготные цены на газ и реэкспорт нефти. Это – очень существенная сумма, и вполне логично, что мы пытаемся призвать наших белорусских братьев к финансовому порядку. Никакие радиолокационные станции в Барановичах не покрывают этих расходов. Так что пока Россия может претендовать лишь на чисто политические дивиденды от создания Таможенного союза. Источник: Fintimes.km.ru, 27.02.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|