Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

"Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой. 

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

Российское руководство могло бы дать совет нефтяным компаниям сократить прибыль от поставок нефти в Белоруссию и они послушали бы такой "совет", если бы его озвучил Путин. Но президент не видит смысла заставлять свои компании терять прибыль, так как в ответ Белоруссия не собирается идти на встречу, например углублять интеграцию, или переводить экспорт нефтепродуктов в российские порты и т.д. Поэтому российско руководство говорит, чтобы о размере маржи при поставках Белнефтехим договаривался с самими нефтяными компаниями. А документы ЕАЭС не запрещают России менять собственное внутреннее законодательство в налоговой сфере. Более того, налоговый маневр, формально создаст единый рынок нефти в ЕАЭС - для всех она будет стоить столько же, сколько на мировом рынке. Только российский бюджет платит своим НПЗ компенсацию, а белорусские своим - нет. 

Позиция российской стороны выглядит более обоснованной. Конфликт в целом и появился после того, как Москва решила сделать свою позицию более прагматичной. Ее можно обозначить так: " если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации". Белорусская позиция выглядит слабой - они хотят сохранения низких цен на углеводороды, но в ответ ничего не дают. Нет признания Крыма частью РФ и т.д. нет даже перенаправления экспорта нефтепродуктов на российские порты.

Вероятно повторяется история 10 летней давности. Белорусы пытаются запугать Россию уходом к другим поставщикам. Но сделать это будет сложнее. Россия может направить нефть на другие рынки, а РБ найти равнозначную по ценам замену источника поставки не может.

Вероятно РБ вернется к закупкам российской нефти, согласившись с возросшей ценой. Но при этом покупка нефти у других стран в небольшом количестве продолжится как инструмент давления на Россию. Проблема для Минска заключается в том, что это не воспринимается Москвой как давление.

Опубликовано: ИРТТЭК, 23.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики