Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

"Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой.

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

В документах ЕЭАС обозначено, что энергетика в изъятии до 2025 года. Поэтому стороны по-разному трактуют, как двигаться к общему рынку. Российские компании, например, не могут продать газ на внутреннем белорусском рынке, они не особенно допускают к приватизации ключевых белорусских активов. Все это еще завязано на разночтения о необходимой скорости интеграции по иным вопросам (когда будет единая валюта с единым эмиссионным центром, когда будет единое правительство, когда Минск признает наконец Крым частью России).

Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет, если хочет переплачивать - его право.

До окончания налогового маневра в РФ никакая нефть, даже теоретически, не может быть дешевле российской. Тем более нефть из иных источников будет дороже, если переваливать ее в польских, прибалтийских или украинских портах и дальше поставлять по суше до Белоруссии. Минск эти сложности осознает, поэтому компромисс в том или ином виде будет найден. На условный "украинский" сценарий Лукашенко не пойдет, привлекательного в этом сценарии мало. Хотя попугать остановкой нефтяного транзита Минск может - но как минимум две трети экспорта РФ может перенаправить через свои порты, Белоруссия тут потеряет больше. До шантажа остановкой газового транзита Минск вряд ли дойдет, а если и дойдет - то точно потеряет еще больше. Особенно с учетом наличия теперь у Москвы еще и пятилетнего контракта на прокачку газа с Украиной.

Опубликовано: ИРТТЭК, 22.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики