Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Попытками наладить возможные поставки нефти из Казахстана Белоруссия откладывает решение интеграционного вопроса с Россией, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Белоруссия снова актуализировала вопрос о возможных поставках казахстанской нефти на свою территорию через российскую трубу. При этом представители министерства энергетики Казахстана не намерены принимать участие в переговорах Минска и Москвы.

«Некоторое время назад российская сторона четко дала понять Белоруссии, что решение о поставках нефти из Казахстана является не совсем приемлемым. Россия вряд ли пойдет на допуск дополнительного объема казахской нефти в свои нефтепроводы по крайней мере до 2025 года, когда должен заработать общий рынок нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС», – отметил эксперт.

Напомним, что Казахстан и Белоруссия договорились о поставках казахстанской нефти осенью 2019 года. Планировалось, что соглашение подпишут до конца года, однако документ не успел пройти внутригосударственные процедуры. Кроме того, стороны заявили, что им необходимо согласовать транзит с Россией через ее территорию. Заявлялось, что Казахстан может экспортировать в Белоруссию от 1 до 3,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год.

Неисполнимые чаяния Белоруссии: недоступная нефть Казахстана

Белоруссия и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 6 долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне были приостановлены поставки сырья в республику.

Сейчас Минск организовал поиски альтернативных источников энергоресурса и возобновил переговоры с Казахстаном, которые велись еще с 2000-х годов. К слову, тогда Белоруссии все же удалось получить желаемое – по белорусской части нефтепровода «Дружба» в Европу шло около 4 млн тонн казахской нефти в год. Уже тогда Минск всячески пытался оставить часть этого транзита на своих НПЗ, однако долгие годы это не удавалось сделать. В начале 2004 года по белорусской инициативе был подготовлен проект соглашения между Казахстаном и Белоруссией о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли.

«Добиться входа в российскую трубу нефтедобытчикам Казахстана всегда было проблематично, так как мощности системы «Транснефти» были ограничены, а тарифы на транзит носили запретительный характер», – подчеркнул собеседник.

В 2010 году на фоне обострений отношений с Москвой, напоминает эксперт, Белоруссия снова подняла вопрос о поставках, а впервые импортировала пробную партию казахской нефти только в сентябре 2014 года. Но Белоруссия, не оценив выгоду поставок, их прекратила.

Авось получится: как Белоруссия снова захотела казахскую нефть

Сегодня, как и в прошлые годы, главными проблемами в поставках нефти из Казахстана в Белоруссию остаются цена и способ ее доставки.

«Известно, что стоимость казахского сырья не была и не будет ниже российского. За недолгий период покупки казахской нефти Минск переплатил около 5 млн долларов. Если Минск продолжит искать альтернативных поставщиков нефти, то наиболее подходящими для него станут другие варианты. Но иные пути транзита нефти обойдутся дороже – уже есть расчеты, которые это доказывают. Минску придется доплачивать и за транспортировку энергоресурса», – уверен эксперт.

Например, в 2018 году цена поставок нефти на внутреннем рынке Казахстана составляла 140−155 долларов за тонну, а усредненная стоимость на внешнем рынке – 460−470 долларов. При этом в первом квартале 2019 года белорусские НПЗ покупали нефть из России по 368 долларов за тонну.

Предполагается, что после 2024 года, когда цена российского сырья для Белоруссии сравняется с мировой, закупать его все равно будет выгоднее. В том числе и по причине того, что оно поступает в республику по нефтепроводу, а не через другие пути и порты Прибалтики.

Обходными путями, но все равно к российской нефти

Казахстан действительно может поставлять нефть в Белоруссию по нефтепроводу, который идет по территории России. Однако в данном случае стоит учитывать, что вопрос поставок российской нефти в Белоруссию нельзя рассматривать только со стороны экономической. Это связано с тем, что сегодняшние белорусско-российские отношения абсолютно во всех сферах двухстороннего сотрудничества обусловлены политикой.

«Белоруссия сейчас просто пытается сопротивляться четкой позиции России, которая стремится к тесной интеграции и возвращению политических долгов Минска за многолетние преференции. Поэтому Минск оттягивает экономическое воссоединение.

Позиция Москвы в данном случае связана не только с тем, что, пуская казахскую нефть в свою трубу, Россия будет вынуждена корректировать объемы собственного экспорта, но и с политическими вопросами. Например, появление альтернативного сырья для белорусских НПЗ ослабит степень влияния Москвы на двухсторонние отношения и сделает Минск менее сговорчивым.

Но я думаю, что Белоруссия сейчас задумается о том, что ей все-таки делать: идти навстречу России или же всерьез организовывать альтернативные поставки нефти. Прогнозировать итог сложившейся ситуации еще рано, так как на территориях белорусской стороны присутствуют противники интеграции, которые оказывают давление и влияние на Александра Лукашенко, оттягивающего продолжение предметных переговоров. В связи с этим Белоруссия будет до последнего биться за суверенитет и пытаться искать обходные пути. К слову, накануне Лукашенко пригласил председателя КНР к диалогу, во время которого планирует обсудить белорусско-китайское партнерство», – резюмировал Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 26.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики