Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша отправит «Газпром» на аукцион

Польша отправит «Газпром» на аукцион

В мае заканчивается контракт на транзит российского газа через Польшу. После этого «Газпрому» придется покупать мощности польского участка газопровода Ямал — Европа на общих условиях на аукционе. Такая информация появилась после сообщения польского регулятора о том, что он самостоятельно утвердил передачу газопровода Ямал — Европа в управление госкомпании Gaz-System, которая является оператором газотранспортной системы страны. Транзитные ставки при этом, очевидно, существенно вырастут. В Варшаве уже не раз заявляли, что недовольны транзитными доходами, которые, по мнению польских чиновников, занижены в 10 раз.

Офис по регулированию энергетики (ERO) сообщил, что еще 19 декабря его президент Рафаль Гавин утвердил решение, которое определяет содержание доверительного договора об операторских обязанностях по польскому участку газопровода Ямал — Европа между Gaz-System и TGPS EuRoPol GAZ. Последняя является собственником магистрали.

«Действия президента ERO обусловлены ​​тем, что стороны за 90 дней до окончания текущего договора не заключили еще один доверительный договор. Положения, содержащиеся в энергетическом законе, предусматривают, что в такой ситуации президент Офиса по регулированию энергетики устанавливает административное решение между SGT EuRoPol GAZ и OGP GAZ-SYSTEM . Это решение в соответствии с правилами заменяет другое соглашение между этими лицами. Это решение предназначено для того, чтобы оператор мог эффективно выполнять свои обязанности», — говорится в официальном сообщении регулятора. 

В ERO подчеркнули, что новый договор будет действовать с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года. При этом контракт на транзит российского газа с «Газпромом» заканчивается 16 мая, и оператор Gaz-System заявил параллельно ERO, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому».

«В соответствии с регуляторными нормами ЕС и национальными законами Gaz-System обязана гарантировать мощности в газопроводах, управляемых компанией, на основе прозрачности и принципах недискриминации. Бронирование мощностей будет проводиться на аукционе согласно правилам, прописанным в Сетевом коде польского участка газопровода „Ямал“ (TNC TGPS). Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорится в официальном сообщении Gaz-System.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что технически Gaz-System и раньше были оператором польского участка газопровода Ямал-Европа. «Это не будет проблемой, если оператор будет добросовестно выполнять свои обязанности, а не политические установки нынешних властей Польши. В этом, безусловно, есть сомнения», — считает эксперт.

В прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год. Высшая контрольная палата Польши при этом подготовила еще в 2018 году отчет, в котором говорится, что польские власти и лично ныне экс-министр экономики страны Вальдемар Павляк не использовали в 2009—2010 годах переговорные возможности и экономический эффект от газовых контрактов оказался хуже, чем ожидалось. 

Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания. По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — говорил ранее EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Он отмечал, что из-за политической позиции Польши заблокирована и нормальная деятельность Europol Gaz: корпоративные процедуры, выплата дивидендов.

Глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявляла в июне прошлого года, что переговоры с Польшей идут, но прогресса пока нет.

Источник: EADaily, 28.01.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики