Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые войны: Польша боится, что «Газпром» отыграет на ней украинский сценарий

Газовые войны: Польша боится, что «Газпром» отыграет на ней украинский сценарий

Почему Варшава может стать еще более зависимой от российской компании

Транзит российского газа в Европу через Польшу может прекратиться уже этой весной. Соответствующий долгосрочный контракт истекает 18 мая, но «Газпром» до сих пор не проявил желания обсуждать новый договор.

Об этом сообщает РИА Новости, подчеркивая, что в этом случае останется только два транзитных маршрута поставок российского газа в страны ЕС — Турция и Украина.

Польша, как считает эксперт Максим Рубченко, может оказаться «третьим лишним» по той причине, что после запуска «Турецкого потока» «создан переизбыток мощностей для поставок газа в Европу». Плюс слишком теплая зима, которая привела к существенному снижению расходов газа, а также забитые под завязку (из-за опасения прекращения украинского транзита) подземные хранилища. В ПХГ Евросоюза на данный момент накоплено более 78 млрд. кубометров газа.

Предложение уже превышает спрос. И это может привести к существенному снижению цены на природный газ — к лету, по прогнозу аналитиков, котировки могут обвалиться до 70 (в лучшем случае — до 100) долларов за тысячу кубометров. 

В этой ситуации, по мнению Рубченко, «Газпрому» желательно снизить поставки в Европу. Но в случае с Украиной и Турцией это невозможно, поскольку объемы транзита на этих направлениях жестко зафиксированы контрактами.

Зато прекращение прокачки газа через Польшу по трубопроводу «Ямал-Европа», как он считает, выгодно «Газпрому» во всех отношениях. Во-первых, это позволит одномоментно снизить поставки в Европу примерно на 30 млрд. кубометров (такова проектная мощность газопровода). Во-вторых, российская компания сэкономит на платежах за транзит.

Комментируя возможный вывод из эксплуатации польской «трубы», член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев отметил, что это направление всегда было проблемным.

«Единственное, что меня удивляет, что чуть-чуть рановато начали. „Северный поток — 2“ еще не пущен. Но, с другой стороны, видите, украинский транзит неожиданно оказался большим. Он больше того, что нужно России после пуска „Турецкого потока“. Поэтому, собственно, видимо белорусско-польский транзит и выводят из эксплуатации. Туда ему и дорога. Это направление ничего кроме головной боли не приносит», — сказал он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в свою очередь, считает, что вопрос о прекращении транзита через Польшу на данный момент не стоит:

— Конечно, стороны торгуются между собой по поводу условий дальнейшей поставки. И здесь важно отметить следующее: сейчас действует долгосрочный договор. Он заканчивается в этом году, и Польша как раз его продлевать не хочет.

Дело в том, что Польша фактически ничего не получает от «Газпрома» за транзит российского газа. Обусловлено это тем, что когда газопровод «Ямал-Европа» строился, по сути, все инвестиции, все деньги на него дал сам «Газпром». Польша почти ничего не заплатила.

Собственно, в обмен на это — на то, что Варшава не участвовала в финансировании — и был заключен такой договор.

То есть, они пару десятков миллионов долларов имеют, хотя было время, прокачивали чуть ли не 48 млрд. кубометров. Сейчас где-то около 32 млрд. кубов в год прокачивают. Тем не менее, Польша в отличие от Украины на «транзитных» фактически не зарабатывает. Украина за 90 млрд. кубов получала в год около трех миллиардов долларов. Сейчас, соответственно, за 60−65 млрд. кубов — около двух миллиардов будет получать.

Полякам за годовой транзит поступает 32 млн. долларов. И вот это они хотят изменить.

Они не хотят прерывать транзит. И долгосрочный договор, он тоже может быть подписан. Но на других, конечно, условиях. На нынешних условиях Польша не согласится его подписывать.

«СП»: — Что тогда?

— Здесь всего два варианта. Либо будет долгосрочный двусторонний договор на транзит. Либо — переход на общеевропейскую систему контрактования транзитных мощностей. В таком случае польские операторы ГТС обязаны будут провести аукцион, выставив на него лоты по транзиту газа. И «Газпром» просто придет и будет участвовать в аукционах.

Иначе говоря, если не будет долгосрочного контракта, который действует сейчас, то тогда будут аукционы — и все. Здесь не стоит вопрос: нет договора — нет возможности прокачки. Потому что возможность прокачки, она гарантируется европейским антимонопольным законодательством. Вы всегда сможете прийти на аукцион и купить себе лот.

Вопрос в том, какие условия поляки поставят на этих аукционах. И сколько тогда «Газпром» возьмет этих лотов, а сколько будет контрактовать на транзит.

Имеющееся соглашение с Украиной, оно как раз-таки позволяет ему довольно хорошо себя чувствовать в торгах с поляками. Потому что если бы не было транзитного договора с Украиной, вот тут-то поляки могли, действительно, очень жесткие условия выставить.

Тогда бы «Газпрому» деваться некуда было, он еле-еле закрывался бы без украинского транзита. Ну, а с учетом того, что «Северный поток — 2» будет запущен только в декабре или в первом квартире 2021 год, тут вообще были бы сложности с удовлетворением всех контрактов.

Но поляки все же рассчитывают получать деньги, поэтому хотят сохранить транзит. И, наверное, в перспективе на год-два-три «Газпром» не может отказаться от «Ямал-Европа».

«СП»: — Почему?

— Во-первых, это очень выгодный для него маршрут. Потому что «Газпром» владеет всей белорусской ГТС, которая является составляющей газопровода «Ямал-Европа», и платит сам себе за транзит. Во-вторых, полякам сложно будет выставить какие-то завышенные тарифные ставки. Можно обратиться в регуляторные органы ЕС и оспорить их. Потому что труба уже давно лежит и себестоимость прокачки там небольшая.

Для «Газпрома», повторюсь, это экономически выгодный маршрут, и он хочет им пользоваться. И отказаться от него полностью, наверное, не удастся, потому что нет пока «Северного потока — 2».

Но вот когда «Северный поток — 2» будет запущен в эксплуатацию, тогда, теоретически, от польского транзита можно было бы отказаться.

Потому что есть (по крайней мере, до 2024 года) возможность качать через Украину по 40 млрд. кубов. Плюс еще 55 млрд. кубов можно будет гнать через «Северный поток -2». Вот тогда Польшу можно исключить.

Но даже сокращение поставок в этом году, которое может быть, оно не приведет к тому, что у «Газпрома» какая-то вольготная ситуация будет с выбором маршрутов.

«СП»: — Поясните?

— «Газпром» имеет контракты по условиям «бери — или плати», поэтому даже низкие цены не заставят его отказаться, в принципе, от продажи газа в большом масштабе.

Тем более, низкие цены ударят, прежде всего, по другим производителям — по поставщикам СПГ. Вот они уйдут с европейского рынка быстрее, чем уйдет «Газпром». Потому что у российской компании вот эта возможность для «сжатия — для снижения цены, — она гораздо больше, чем у поставщиков СПГ.

Поэтому первые, кто уйдет из-за низкой цены, это поставщики СПГ. Они переориентируются на другие рынки — такая возможность у них есть.

«Газпрому» деваться некуда, он все равно будет поставлять.

Поэтому я бы не стал говорить, что на 30−40 млрд. кубометров мы сократим поставки газа в этом году. Наверное, сокращения будут, но не столь значительные, чтобы отказаться от транзита через Польшу.

«СП»: — Тогда почему сами поляки говорят, что готовы к такому исходу?

— Это лукавство. Конечно, они сейчас будут заявлять, что вообще никакого желания сотрудничать не имеют. И прекрасно проживут. Но это нормальное укрепление собственных переговорных позиций, прежде чем начать непосредственно более плотные обсуждения будущих контрактов.

Думаю, что на месяц-два-три прерывание транзита возможно, но в долгосрочной перспективе он все равно будет. Потому что, во-первых, поляки хотят получать деньги за транзит, зарабатывать на этом. Во-вторых, часть газа, который они импортируют, они импортируют благодаря «Ямал-Европа».

То есть, поляки, по сути, из двух источников благодаря этому получают газ. Они покупают в России примерно 60% газа, который потребляют. Он просто по газопроводу идет, из Белоруссии приходит в Польшу, и все, остается там.

Примерно 26% у них идет за счет СПГ-терминалов. А остальное они берут, по сути, на рынке Германии посредством взаимозачетов.

То есть, у Германии образуются излишки газа, поляки покупают его и оставляют там же, тем покупателям, которые должны были его получить по «Ямал-Европа». А сами ниже «по течению» из этой трубы забирают его.

Тем самым, они еще экономят на том, что не весь газ прокачивают по своей территории. Зарабатывают очень хорошие деньги, и это им нравится. Не будь «Ямал-Европа», они бы не смогли такие операция осуществлять.

Плюс к тому, на самом деле, есть еще поставки газа в саму Польшу, и этот контракт закончится только в 2022 году.

Получается, если не будет транзита, то газ в Польшу приходить будет. Но вот ту часть, которую они на так называемых своповых операциях делают, они не смогут осуществлять.

Поэтому де-факто остановка транзита приведет к увеличению зависимости Польши от российского газа.

Потому что сейчас они как бы на бумаге покупают его в других странах Европы (в той же Германии), но в реальности это российский газ, просто по «Северному потоку» приходит. А так им придется увеличить закупки газа у России. Или в большей степени заполнять СПГ-терминалы, что очень дорогое удовольствие. Не зря они не загружают их на полную мощность — просто дорого.

То есть, тут либо еще больше раскошелиться придется, либо увеличить зависимость. Одно экономически неприятно, другое — политически.

Поэтому я думаю, что все же стороны договорятся. Если уж с Украиной, где была куча проблем, в итоге подписали, то с поляками диалог более-менее будет нормальным.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 29.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики