Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" задействует "баржевый вариант" для достройки "Северного потока-2"

"Газпром" задействует "баржевый вариант" для достройки "Северного потока-2"

Озвученные Берлином сроки запуска "Северного потока-2" совпадают с новым планом "Газпрома" по достройке трубопровода. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Берлин ожидает, что запуск "Северного потока-2" состоится не позднее первого квартала 2021-го, объявил посол Германии в Москве Геза Андреас фон Гайр. "По итогам моих разговоров с главой "Газпрома" Алексеем Миллером могу сказать, что реализация проекта должна быть закончена и запуск его в работу должен состояться в конце 2020 года либо самое позднее в первом квартале 2021 года", – сказал дипломат. Президент РФ Владимир Путин сообщал, что до конца 2020-го строительные работы будут завершены.

"Чтобы давать прогнозы по запуску газопровода, нужно оценить высказывание президента, - отмечает специалист. – Путин анонсировал однозначное завершение проекта, но по срокам высказался осторожно – "к концу этого года или в начале следующего". Поначалу все ждали, что последний датский участок "Северного потока-2" будет достраивать судно "Газпрома" "Академик Черский", занятое на северо-восточных проектах. Но оно до сих пор стоит в порту Находки.

С другой стороны, в Балтийском море сейчас начался период штормов, так что вести работы невозможно. Нельзя забывать и выставленные Данией требования, что судно-трубоукладчик должно обладать системой динамического позиционирования, а ею оборудуются не все плавсредства. На днях стало известно, что "Академик Черский" может быть вообще не задействован в достройке газопровода, так как перебрасывать его в ущерб другим проектам нецелесообразно".

Запасной план

В конце декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2020 год, который, в частности, предусматривает ограничительные меры против газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Швейцарский трубоукладчик остановил работы в Балтийском море. Тем временем Россия заявила, что не сомневается в возможности достроить трубопровод самостоятельно.

Австрийская компания OMV, выступающая партнером "Газпрома" по проекту "Северный поток-2" в начале недели заявила, что считает недостаточными действия европейских стран по поддержке строительства газопровода. При этом источники в Европе сообщили, что строительство газопровода может возобновиться с 1 февраля. Этим займутся российские трубоукладчики, разрешение выдаст Датское энергетическое агентство (DEA).

"Помимо "Академика Черского" у России есть трубоукладочные баржи Fortuna и MRTS Defender. Но они плоскодонные и не могут работать при сильных волнах. Кроме того, эти суда, в отличие от "Академика Черского" не оборудованы системами динамического позиционирования. Копенгаген же утвердит дополнения к разрешению на строительство трубопровода в датской экономической зоне только трубоукладчику с якорным позиционированием.

Насколько известно, "Газпром" прорабатывает "соломоново решение", которое станет компромиссным. Закончены подготовительные работы на недостроенном участке трубопровода, а сопровождать непосредственно процесс укладки труб будет буксир обеспечения якорного позиционирования "Камара". И сейчас все зависит лишь от того, как быстро погода позволит начать работы. И понятно, что они будут проходить куда медленнее, чем шли до введения санкций", - считает эксперт.

Противодействие США

"Существующая оценка влияния на окружающую среду включает в себя как динамическое, так и якорное позиционирование при трубоукладке, что подтверждено в разрешении Датского энергетического агентства. Сейчас Nord Stream 2 оценивает различные варианты завершения строительства трубопровода. Решений принято еще не было. Мы сообщим о развитии ситуации в надлежащее время", - сообщил пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер.

Оператор проекта ранее сообщал, что до завершения строительства "Северного потока-2" осталось уложить около 160 километров по двум ниткам газопровода. В основном - в датской экономической зоне, где работы и остановились 21 декабря. Трубоукладочная баржа Fortuna подконтрольного государству АО "Межрегионтрубопроводстрой" прибыла в немецкий порт Мукран, который является одной из логистических баз проекта. Это судно уже занималось укладкой 13-километрового прибрежного участка "Северного потока-2" в российских водах.

"По своим техническим параметрам трубоукладочная баржа способна отработать датский участок, так как глубина моря в том районе не превышает 100 метров, а у Fortuna ограничения достигают 200 метров. Ее производительность может составлять порядка одного километра в день. По экспертным оценкам, MRTS Defender, которая также принадлежит АО "Межрегионтрубопроводстрой" имеет схожие с Fortuna характеристики, и совместная достройка может занять три-четыре месяца.

Гораздо более интересен вопрос, как процессу могут помешать США, которые не скрывают намерений полностью остановить проект. Теоретически способы в Вашингтоне найти могут. Но нужно учитывать, что в американской политике уже развернуты сложные процессы, связанные с импичментом президенту.

Кроме того, Штаты вступили в предвыборный период, который закончится только весной 2021 года. И велика вероятность, что в острой внутриполитической борьбе американскому истеблишменту просто будет не до российских газопроводов", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 31.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики