Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев и Варшава добивают «Газпром» трубами

Киев и Варшава добивают «Газпром» трубами

Оставшись без «Северного потока-2», российский концерн согласился на кабальные условия транзита

«Нафтогаз» продолжает с успехом выкручивать руки «Газпрому». С 1 января транзит российского газа по украинской трубе в Европу подорожал на 2%. Об этом 31 января сообщил РБК со ссылкой на проект договора между компаниями.

Ранее тариф на прокачку не раскрывался. Теперь же выяснилось, что стоимость прокачки составит $ 31,72 за тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке $ 2,66 за тысячу кубов на 100 км, и из расчета протяженности ГТС 1192,48 км.

В 2019-м ставка составляла $ 2,61 за тысячу кубометров на 100 км. Казалось бы, разница с действующим тарифом невелика. Но дьявол, как обычно, в деталях.

Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия — на пять лет. В предыдущем, который действовал с 2009 до 2019-го, ставка не была фиксированной — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. 

Это уже минус для «Газпрома». Но куда хуже другое.

В контракте сказано: если «Газпром» решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх установленных объемов (65 млрд. куб. м в 2020-м и по 40 млрд. в 2021—2024 годах), концерну придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС. В этом случае в договоре предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%.

Это уже настоящий грабеж, другого слова не подобрать.

И еще это — вполне вероятный сценарий. В мае 2020 года истекает транзитный договора «Газпрома» с Польшей по газопроводу Ямал-Европа. Его проектная мощность — 32,9 млрд. кубометров в год. Если поляки упрутся, и не захотят продлевать договор, дополнительные мощности на украинском направлении могут потребоваться «Газпрому» уже во второй половине 2020 года.

Покладистости от поляков, понятно, ждать не приходится. В августе 2019-го уполномоченный польского правительства по стратегической инфраструктуре Петр Наимский сообщал, что Польша намерена пересмотреть условия прокачки по трубе Ямал-Европа. По его словам, через Польшу ежегодно прокачивается в сторону Германии 29 млрд. кубометров российского газа, но оплата транзита производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь 21 млн. злотых (примерно $ 5,4 млн.).

То есть, поляки тоже очень хотят погреть руки на транзите.

Причем, и полякам, и украинцам ясно: хваленый «Северный поток-2», ввод в эксплуатацию которого из-за санкций отложен минимум на год, «Газпрому» в такой ситуации не поможет.

Похоже, «Газпром» подписал транзитный контракт с «Нафтогазом» на не просто невыгодных условиях, а на супер-невыгодных.

Ранее сообщалось, что Украине удалось «вшить» в транзитное соглашение очень неоднозначное условие. В контракте прописано, что «Газпром» ежедневно должен подавать заявку на прокачку 178 млн. кубометров газа через Украину, и даже если реальные объемы оказываются меньше, деньги все равно выплачиваются — действует условие «качай или плати» (для понимания: в соглашении к договору 2009 года разбивка объемов шла поквартально).

В результате, в январе «Газпром» недокачает прописанные в контракте объемы газа — но платить все равно будет за 178 миллионов кубов в сутки. А в те периоды, когда «Газпрому» придется прокачивать через украинскую трубу больше, чем 178 миллионов кубов, за это придется доплачивать: покупать дополнительные мощности.

Добавьте сюда задранный к небесам тариф на прокачку дополнительных объемов — и станет очевидным: Киев будет обдирать «Газпром», как липку.

И тут возникает резонный вопрос: как получилось, что грозные заявления главы концерна Алексея Миллера, что Украина останется вообще без транзита, превратились в кабальные условия по транзиту для России? Ответа на него нет, есть только версии.

Самая правдоподобная — Запад таким образом «нагнул» Кремль. И де-факто заставил выплатить Украине репарации за события 2014 года — и невыгодным транзитом, и решениями по газовым спорам Стокгольмского арбитража.

«Национальному достоянию» в такой ситуации остается одного: платить да помалкивать.

— Украинская сторона давно настаивала, что тариф на прокачку необходимо поднять, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — «Газпром» возражал: тариф через Украину и по прежнему договору был самый высокий из всех альтернативных маршрутов.

На деле, повышение тарифа на 2% - это разумный компромисс. Все прекрасно понимают, что украинский транзит будет постепенно сокращаться. А раз так — новый повышенный тариф можно как-то перетерпеть.

«СП»: — Но тариф может повыситься на 45% при перекачке, плюс при этом «Газпрому» придется докупать дополнительные мощности. Это кабальные условия?

— Ну, что же: «Газпром» эти условия знает. Будем надеяться, что особой перекачки — и переплаты — все-таки не будет. Компания прекрасно понимает, что ей превышение объемов на украинском направлении невыгодно.

Замечу, к моменту истечения нового контракта и 40 млрд. кубометров транзита через Украину будет трудно набрать. К тому времени заработают на полную мощность «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Думаю, ближе к 2024 году через Украину будут даже недокачивать газ. Хотя, понятно, все зависит от того, вырастут ли закупки Европой российского голубого топлива.

«СП»: — Насколько Польша осложняет ситуацию с украинским транзитом?

— Газопровод Ямал-Европа проходит по территории Белоруссии, и там он принадлежит «Газпрому» на 100%. Соответственно, для белорусского участка был установлен максимально низкий тариф, который концерн устраивал.

Что же касается польского участка трубы, там «Газпрому» принадлежит 48% ГТС. Но поскольку деньги на строительство в Польше привлекались через российский «Газпромбанк», концерну также удалось продавить низкий тариф.

Теперь поляки настаивают, чтобы тариф был больше. Но тонкость ситуации в том, что часть этих тарифных платежей — те самые 48% - получит сам «Газпром», как акционер польской газотранспортной компании.

Так что разногласия с Польшей не являются какой-то катастрофой: позиции сторон понятны, и компромисс наверняка будет найден.

«СП»: — Как сейчас выглядит стратегия «Газпрома» по европейским поставкам?

— Она вполне очевидная: «Газпром» будет больше качать по тем газопроводам, где является акционером. А поскольку в украинской ГТС у российского концерна вообще нет доли, он будет стараться минимизировать поставки через Украину.

«СП»: — Можно ли сказать, что из всех транзитных соглашений «Газпрома» украинский — самый невыгодный?

— Да, это подтверждает сам «Газпром».

«СП»: — Тем не менее, Запад успешно заталкивает нас в украинскую трубу?

— Запад декларирует, что Украина — чудесная страна, которая строит демократию. А значит, надо ей помогать — прежде всего, за счет России.

«СП»: — Когда эта ситуация изменится?

— Надеюсь, до конца 2020 года, когда будет достроен «Северный поток-2». Понятно, газопровод не сразу выйдет на полную мощность — думаю, это займет пару-тройку лет.

— Контракт, подписанный «Газпромом», позволил избежать самого негативного сценария — сбоя поставок в Европу, — считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Вот это было бы серьезнейшим ударом по позициям российского газа на европейском рынке, и по его позициям в европейском энергетическом балансе в целом. А эти позиции, на деле, очень сложно переоценить.

Да, условия, на которых «Газпром» в итоге подписал соглашение, блестящими не назовешь. Но они, на мой взгляд, вполне приемлемые. Главное, они позволяют прокачивать через украинскую территорию объемы газа, необходимые для исполнения долгосрочных поставок в Европу. И при этом сохранить ставку за тариф на более-менее низком уровне.

Здесь надо понимать: гибкая система, навязанная украинской стороной, при которой повышается тариф и приходится докупать газотранспортные мощности, делает договор с «Нафтогазом» еще более невыгодным для наращивания поставок. Это стимулирует «Газпром» к использованию альтернативных маршрутов. А это идет в минус, прежде всего, долгосрочным перспективам самой ГТС Украины.

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 31.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики