Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белорусы подкачивают Кремль

Белорусы подкачивают Кремль

 

Белоруссия утверждает, что Россия уклоняется от исполнения обязательств по недавно заключенному нефтяному соглашению, предусматривающему беспошлинную прокачку российской нефти. Россия претензий не принимает. Очередная энерговойна затевается Белоруссией, чтобы добиться от Москвы преференций, предупреждают эксперты.

Белоруссия обвиняет Россию в том, что та не соблюдает договор о поставках беспошлинной нефти. Как заявил в четверг Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Федеральной таможенной службе России (ФТС) были предложены конкретные варианты по упрощению поставок нефти и нефтепродуктов. Однако ФТС, по словам белорусской стороны, уклонилась от проведения переговоров, сославшись на то, что ответственность за реализацию российско-белорусского соглашения несет Минэнерго и Минэкономразвития.

Минэкономразвития, в свою очередь, заявило, что после подписания соответствующих соглашений вопросами поставок российской нефти в Белоруссию занимается комиссия Таможенного союза. «ГТК Белоруссии внес ряд предложений, связанных и с начислением пошлин, и с их администрированием, в комиссию Таможенного союза, — сообщил директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев. — Эти предложения сейчас прорабатываются».

Белоруссия же считает сложившуюся ситуацию «невыполнением российской стороной взятых на себя обязательств».

Между тем в Минэнерго РФ «Газете.Ru» заявили, что российская сторона четко исполняет все обязательства в точном соответствии с подписанным протоколом.

Напомним, что в начале февраля страны договорились о беспошлинных поставках в Белоруссию 6,3 млн тонн российской нефти в год, что позволяет республике сэкономить около $1,6 млрд (если исходить из пошлины на март — $253,6 за 1 тонну нефти).

По словам отраслевых экспертов, вероятнее всего, произошла техническая заминка с прокачкой нефти, а белорусская сторона поторопилась с обвинениями. «Скорее всего, имеют место сложности чисто технического характера, проволочки, свойственные российской бюрократической машине», — полагает аналитик ИК «Метрополь» Дмитрий Дзюба.

А вот по мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нас может ждать новый российско-белорусский энергетический конфликт. По словам эксперта, сейчас Белоруссия уже пытается изменить заключенное в феврале соглашение о беспошлинной прокачке нефти.

«С самого начала было очевидно, что договор о беспошлинных поставках 6,3 млн тонн нефти белорусские партнеры соблюдать не будут, — поясняет Симонов. — Для Белоруссии это соглашение невыгодно, но на момент его заключения у президента Лукашенко не было иного выхода: нефти оставалось лишь на несколько дней».

Дело в том, что изначально Белоруссия хотела, чтобы вся нефть, поставляемая из России (в этом году — 21,5 млн тонн), облагалась пошлиной в 35%, как это было в 2009 году. Россия на это не пошла, заявив, что готова поставлять нефть вообще без пошлины, но лишь те объемы, которые необходимы для внутреннего потребления Белоруссии (те самые 6,3 млн тонн), а остальная часть должна облагаться по 100-процентной ставке. Тогда белорусская сторона начала доказывать, что для собственного потребления ей необходимо значительно больше, назывались разные цифры, вплоть до 15 млн тонн.

Однако под угрозой остановки своих НПЗ Белоруссия заключила соглашение на условиях России. «Но сейчас, когда поставки нефти наладились, а российская сторона настаивает на тщательном мониторинге этих поставок, белорусские власти в очередной раз начали маневрировать, обвиняя Россию в несоблюдении соглашений, — уточняет Симонов. — Опять начнутся сложные переговоры, в которых Белоруссия в очередной раз попытается добиться более выгодных для себя условий». А так как у Кремля явно нет внятной позиции в отношении Белоруссии, в состоянии перманентных переговоров, по прогнозам Симонова, и будет проведен весь 2010 год.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета, 04.03.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики