Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые переговоры принесли Белоруссии выгоды и новые правила игры от России

Нефтегазовые переговоры принесли Белоруссии выгоды и новые правила игры от России

Итоги переговоров по нефти и газу показали, что Белоруссии не удалось добиться уступок от России, но условия все же для нее выгодные. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Президент России Владимир Путин и глава Белоруссии Александр Лукашенко в ходе переговоров в Сочи пришли к соглашению сохранить условия поставок российских нефти и газа. Об этом объявил заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак. По его словам, Москва и Минск пришли к соглашению о поставках газа на 2020 год на условиях 2019-го. "Достигнутые договоренности распространяются на весь 2020 год", - пояснил чиновник.

"Пока не предоставлены конкретные договоренности, но слова Козака показывают: Россия сохранила для себя максимально выгодные условия поставок газа в РБ, - отмечает аналитик. – Лукашенко пытался добиться цены энергоносителя такой же, по какой его получает Смоленская область России. И нужно учитывать, что в ряд других регионов РФ газ поставляется дороже, чем в Смоленскую область. А в 2019-м Белоруссия получала газ по ценам вдвое выше – примерно $130 за тысячу кубометров.

И для Москвы что-то менять смысла не было. Минск сознательно тормозит интеграционные процессы, не форсирует создание общих экономических институтов – стимулов для значительных преференций не просматривается. Белоруссия не входит в состав РФ и не помогает интеграционным процессам, но РФ заняла довольно прагматичную позицию и отстояла ее. В любом случае попытки купить газ где-то еще Минску обошлись бы дороже".

Нефтяной фактор

"Что касается поставки нефти, которая была предметом долгих обсуждений в СМИ, то мы с правительством РФ вместе будем оказывать содействие достижению соглашений с белорусскими потребителями и производителями нефти в нашей стране, - сказал Козак. - Мы не можем сегодня резко поменять условия регулирования нашей нефтяной отрасли: вы знаете, цены на сырую нефть формируются рынком, а административно не регулируются".

Он добавил: пожелания РБ по нефти потребовали бы введения новых механизмов. "Если предоставлять скидки, нам необходимо было бы вводить госрегулирование нефтяного рынка, что мы сделать не сможем, мы не в состоянии менять постоянно правила игры, ставить в непонятное положение наши нефтяные компании", - сказал Козак. Он пообещал, что российские власти будут содействовать достижению соответствующих соглашений, которые обеспечили бы Белоруссию необходимыми объемами нефти.

"По сути, Белоруссия будет получать нефть на коммерческих условиях – это вполне логично. Это означает, что в 2020 году цена для Белоруссии вырастет в сравнении с 2019-м. Случится это из-за налогового маневра России, который постепенно снижает экспортные пошлины, повышая в то же время налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Соответственно, добывающие компании РФ перекладывают повышающуюся нагрузку на покупателя – это обычная практика в мире.

В любом случае российская нефть остается выгоднее для белорусских покупателей, чем любые аналоги, так как правила этого года лишь немного перераспределили пошлину и НДПИ. И баррель из РФ для Минска примерно на 10 долларов дешевле, чем из Азербайджана, Норвегии и ряда других стран региона. Лукашенко это понял, хотя и заявлял, что готов искать другие источники поставок. Москва просто ответила, что мешать этому не намерена", - подчеркивает эксперт.

Российский выигрыш

Козак отметил, что поставки нефти белорусским покупателям впредь будут осуществляться на прежней коммерческой основе. "У нас общий рынок, у нас есть задача устранить противоречия на единой таможенной границе и дифференциации правил регулирования рынка", - уточнил он, сделав акцент на том, что российский и белорусский нефтяные рынки едины. При этом, по словам Козака, объемы поставок в текущем году будут зависеть от достижения договоренностей.

"На тех же условиях, на которых продается нефть на российском рынке, на тех же она продается и на белорусском рынке, нет отличий", - добавил замглавы администрации. Он заверил, что Россия "будет способствовать достижению коммерческих договоренностей между потребителями в Белоруссии и российскими нефтяными компаниями". Чиновник подчеркнул, что доступ к нефтепроводам на взаимовыгодных условиях РФ перекрывать не намерена.

"Лукашенко не впервые пытается устроить жесткие торги по энергоносителям с Россией. Десять лет назад он опробовал схему покупки нефти якобы в Венесуэле, которая таковой была лишь по документам, но на самом деле ее поставили из Азербайджана по операциям обмена. Тогда президент Белоруссии переплатил за партию порядка миллиарда долларов – именно столько он мог сэкономить, если бы по действующим договоренностям купил сырье у России. Этим пытался демонстрировать, что нашел новые каналы поставок.

Столь крупный убыток стал одним из факторов снижения доходов белорусских граждан на фоне ряда других кризисных явлений. В этот раз он решил подобных экспериментов не повторять. Это в принципе разумно – бить по собственной экономике в ходе торгов с Россией не имеет смысла. И, судя по всему, итоги переговоров с Минском вполне выгодны для Москвы, которая в рамках дружбы с соседним государством отстаивает и свои национальные интересы", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 08.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики