Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Несмотря на оказываемое давление»: в России уверены в успешном завершении строительства «Северного потока — 2»

«Несмотря на оказываемое давление»: в России уверены в успешном завершении строительства «Северного потока — 2»

Москва достроит газопровод «Северный поток — 2», несмотря на санкционное давление со стороны США. Об этом заявил замглавы МИД России Александр Панкин. Он отметил, что прежняя критика Запада в отношении строящейся топливной магистрали потеряла смысл после заключения транзитного соглашения по газу между Москвой и Киевом. В свою очередь, министр энергетики Александр Новак подчеркнул, что газопровод будет достроен «вопреки беспрецедентному заявлению ряда стран». По его словам, это максимально выгодный проект как для России, так и для европейских потребителей. Тем временем сообщается, что из порта Находка вышло российское судно-трубоукладчик, с помощью которого можно достроить «Северный поток — 2». 

В российском МИД вновь подтвердили, что строительство газопровода доведут до конца даже в условиях санкционного давления. Об этом заявил замглавы ведомства Александр Панкин.

 

«Уверены, что, несмотря на оказываемое США давление, строительство газопровода «Северный поток — 2» будет успешно завершено. МИД России намерен максимально этому способствовать», — цитирует дипломата РИА Новости.

 

Панкин подчеркнул, что западным государствам пора отказаться от санкционных мер в отношении газопровода, поскольку договорённостям Москвы и Киева по транзиту газа ничто не угрожает.

Как указал дипломат, Евросоюз и США ранее использовали в своей риторике тезисы о необходимости блокировать новые российские газовые проекты ради сохранения украинского транзита. Вместе с тем, полагает Панкин, на фоне компромиссных договорённостей России и Украины аргумент о транзите больше не имеет смысла.

«Россия на деле подтвердила заинтересованность в максимальной диверсификации газоэкспортных маршрутов, что объективно повысило уровень энергобезопасности в Европе. Поэтому дальнейший «санкционный зуд» в этой связи уже пора бы и прекратить», — заключил дипломат.

В свою очередь, министр энергетики Александр Новак подчеркнул, что газопровод будет достроен, несмотря на сопротивление США.

«Северный поток — 2» — максимально прозрачный, предсказуемый и выгодный проект как для нашей страны, так и для европейских потребителей: Российской Федерации газопровод позволит оптимизировать поставки газа, а странам Северной и Центральной Европы — повысить энергобезопасность, получая топливо напрямую из России, что гарантирует стабильность, весьма конкурентную стоимость и минимальное количество посредников. И вопреки беспрецедентному сопротивлению ряда стран, в первую очередь США, газопровод будет достроен», — отметил Новак. Его слова приводит журнал «Энергетическая политика».

Один из вариантов

Тем временем, по данным портала Vesselfinder, российское судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое может быть использовано для завершения строительства «Северного потока — 2», вышло из порта Находка и направилось в Сингапур.

Сообщается, что «Академик Черский» стоял в порту Находка в октябре 2019 года, а в Сингапур судно должно прибыть 22 февраля.

Отметим, что с 2016 года судно находится в эксплуатационном управлении компании «Газпром флот». Изначально судно было разработано по заказу компании Sea Trucks Group Limited усилиями проектировщиков норвежской фирмы Vik-Sandvik.

После приобретения корабля в мае 2016 года зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов заявил, что компания «построила судно для ведения трубоукладочных работ и работ на шельфе».

В конце 2019 года министр энергетики Александр Новак называл «Академика Черского» одним из вариантов для окончания строительства трубопровода «Северный поток — 2».

Тогда министр уточнил, что для начала работ «потребуется некоторое время на доподготовку».

Напомним, «Северный поток — 2» — это две нити газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год, протянувшиеся от побережья России в Балтийском море до Германии. К настоящему времени проложено более 2300 км газовой магистрали из запланированных 2460 км, что составляет примерно 93%.

В конце декабря президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на новый финансовый год, в состав которого вошли санкции против российских трубопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

На фоне этих событий швейцарская компания Allseas, которая вела укладку труб «Северного потока — 2», свернула работу, заявив, что не планирует возвращаться к постройке этой магистрали.

При этом глава «Газпрома» Алексей Миллер в начале января заявил, что у России нет технологических препятствий для завершения строительства «Северного потока — 2».

«Технологические риски на сегодняшний день решаются нашими мощностями, поэтому «Северный поток — 2» будет достроен. Конечно, это потребует несколько большего времени, но технологических препятствий, чтобы это сделать своими силами, у нас нет», — сказал он в программе «Москва. Кремль. Путин» в эфире канала «Россия 1».

Впоследствии в немецком издании Handelsblatt появилась информация, что США могут ввести дополнительные санкции в том случае, если Россия попытается самостоятельно завершить проект. По данным газеты, ограничительные меры могут затронуть компании, которые будут принимать газ через магистраль.

Как рассказал в беседе с RT председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, в распоряжении России находятся два судна, способных выполнять работы по «Северному потоку — 2»: «Фортуна» и «Академик Черский».

«При этом «Фортуна» не имеет системы динамического позиционирования — это достаточно сложная система, а судно «Академик Черский» такую систему имеет. Поэтому с точки зрения его доработки для возможности укладки этих труб подходит «Академик Черский» больше», — отметил парламентарий.

Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, именно «Академик Черский» будет использован для завершения строительства «Северного потока — 2».

«Скорее всего, действительно избран вариант, что мы будем достраивать своими судами и как минимум два наших судна будут участвовать — это, видимо, «Академик Черский», который наиболее технически подходящий для подобных работ, и трубоукладочная баржа «Фортуна», которая уже находится в немецком порту. Она в своё время была в Балтийском море и как раз прокладывала российский участок «Северного потока — 2» в российской акватории», — рассказал Юшков.

По его словам, корабль «Академик Черский» могли направить в Сингапур для технической модернизации, а после этого судно направится к месту постройки «Северного потока — 2», чтобы приступить к работе весной в условиях меньших требований по части безопасности на последних участках газовой магистрали.

«Сейчас там обязательное требование — это система так называемого динамического позиционирования, она есть у «Академика Черского», но её нет у «Фортуны». В спокойные дни, в весенне-летний период, когда меньше штормов, я думаю, основной план — договориться с датчанами, чтобы те снизили требования, чтобы «Фортуна» тоже могла работать, чтобы как можно быстрее достроить это и в конце 2020 года — начале 2021 года ввести в эксплуатацию «Северный поток — 2», — полагает эксперт.

В свою очередь, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также обратил внимание на технические параметры российских кораблей, которые могут заняться завершением работ по «Северному потоку — 2». По его словам, существует несколько путей дальнейшего развития событий.

«Есть вариант — оборудовать «Академика», есть вариант — использовать «Фортуну», которая находится в Балтийском море, и с помощью кораблей, имеющих систему динамического позиционирования, как раз обеспечивать точность прохождения маршрута «Фортуны», — сказал Пикин в беседе с RT.

 

По его мнению, ключевую роль играют не сроки, а то, что процесс всё же удастся завершить.

«Всё-таки там не такой объём остался — 160 км всего. Поэтому я думаю, что это вопрос времени, причём весьма незначительного времени», — заключил эксперт.

Авторы: Сергей Гусаров, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 10.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики