Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эпидемия требует жертв

Эпидемия требует жертв

Коронавирус спутал планы на будущее участников ОПЕК+

Падение цен на нефть из-за эпидемии в Китае внесло серьезные коррективы в планы на будущее основных участников сделки ОПЕК+. Менее чем за месяц нефтяные котировки опустились ниже 55 долларов за баррель Brent, похоронив надежды на скорую стабилизацию рынка. Для России это грозит увеличением обязательств по сокращению добычи.

В конце прошлого года глава минэнерго Александр Новак сказал, что нашей стране нужно думать о выходе из ОПЕК+, чтобы сохранить свою долю на рынке и приступить к выполнению новых, перспективных проектов. Фактически министр озвучил желание, наверное, всех отечественных нефтедобывающих компаний, которые были вынуждены даже не сокращать, а сдерживать производство.

Последнее было возможно благодаря тому, что Россия вошла в сделку ОПЕК+ очень хорошо подготовленной к сокращению. "Наша страна использовала две уловки. Сначала сильно нарастила производство в конце 2016 года, от которого считалось дальнейшее сокращение добычи, а потом исключила из своих квот газовый конденсат", - пояснил глава Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета Константин Симонов. По его мнению, это позволило России, участвуя в ОПЕК+ и выполняя условия сделки, все равно увеличивать, пусть и незначительно, производство нефти.

К сегодняшнему дню все свои преимущества наша страна уже отыграла. Коронавирус поставил рынок в такое положение, что вполне вероятно не только продление условий сделки ОПЕК+ до конца года, как рекомендовал технический комитет участников пакта, но и дополнительное сокращение добычи с апреля. Называются разные цифры - снижение производства от 300 до 600 тыс. баррелей в сутки. В этом случае квота нашей страны может увеличиться где-то на 100-150 тыс. баррелей в сутки. И речь пойдет уже о настоящем снижении добычи, а не о сдерживании производства.

"Усугубляет положение то, что для отечественных компаний налоговое бремя продолжает расти, а усиление ограничений производства в рамках ОПЕК+ еще больше ударит по доходам компаний", - считает Константин Симонов.

Эпидемия в Китае может заставить Россию взять на себя дополнительные обязательства по сокращению добычи еще на 100-150 тысяч баррелей в сутки

При этом негативный эффект эпидемии в Китае коснулся и всех остальных участников сделки. Общие объемы сокращения добычи сейчас составляют 1,7 млн баррелей в день. Саудовская Аравия, тянувшая всеми силами цены на нефть вверх, имеет самую большую долю в снижении производства - 498 тыс. баррелей в сутки. Плюс королевство обязалось сократить добычу еще на 400 тыс. баррелей в сутки, если участники сделки будут строго выполнять ее условия. Все эти заявления уже отыграны и не смогут развернуть котировки к росту. Дополнительное сокращение вынудит саудитов продолжать жертвовать рынками сбыта. Причем уступая их, скорее всего, американской нефти и без того ослабляющей усилия участников ОПЕК+.

Саудовской Аравии нужны более высокие цены на нефть, нежели России. Но какие усилия сможет приложить наша страна для очередного раунда балансировки нефтяного рынка, неизвестно. Вполне возможно, что Саудовскую Аравию они не удовлетворят, а быть единственным драйвером сокращения Эр-Рияд едва ли захочет. С другой стороны, как отмечает Константин Симонов, Россия не готова пока участвовать в ценовых войнах, а значит, будет прилагать максимум стараний для поднятия котировок барреля.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики