Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Лукашенко не нужен дефицит бензина в год президентских выборов

Эксперт: Лукашенко не нужен дефицит бензина в год президентских выборов

Белорусские НПЗ не могут ждать заключения договоренностей о возобновлении поставок российской нефти, так как в противном случае возникнет проблема с внутренним рынком нефтепродуктов. Поэтому в Минске приняли решение о заборе технологической нефти из нефтепровода «Дружба». Об этом 11 февраля заявил ИА REGNUM ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, отвечая на вопрос, может ли нехватка технологической нефти в нефтепроводе «Дружба» повлиять на транзит российских углеводородов в западном направлении. 

"Я предполагаю, что речь идет о загрузке Мозырского НПЗ, потому что Новополоцкий НПЗ получил небольшую партию норвежской нефти. Мозырский НПЗ работает в основном на внутренний рынок. Если бы возник дефицит нефтепродуктов в стране, это было бы совсем плохо. Лукашенко, скорее всего, не хотелось бы, чтобы выборный год запомнился дефицитом бензина или дизеля», — рассказал эксперт.

По словам Юшкова, белорусская нефтеперерабатывающая промышленность должна была срочно найти недостающее сырье, так как переговоры с российскими компаниями займут некоторое время, а «нефть нужна прямо сегодня».

По мнению эксперта, главный вопрос здесь в том, восстановит ли Белоруссия объемы технологической нефти в трубопроводе «Дружба». Он напомнил, что для нормального транзита трубопровод всегда должен быть заполнен нефтью или газом по всей своей длине. «Когда вы с одной стороны трубы подаете объемы, то с другой стороны трубы какие-то объемы сразу же выходят», — пояснил Юшков. По его словам, собственником этой технологической нефти всегда является оператор нефтетранспортной системы. «В данном случае это белорусский оператор, поэтому получается, что это скорее всего их государственная нефть», — продолжил он.

Надо понимать, что белорусская сторона в данном случае не забирает транзитную нефть, уточнил эксперт.

«Видимо, одна нитка трубопровода простаивает, и Белоруссия забирает из нее технологическую, буферную нефть. Здесь вопрос в том, будут ли они потом ее дозакупать у России или нет. Вполне вероятно, что сейчас они отбирают буферную нефть, потому что когда они ее покупали, нефть была дорогой. Сейчас нефть дешевеет, и они рассчитывают на то, что во втором или третьем квартале они купят аналогичный объем у России и дозаполнят эту трубу уже по более низким ценам», — допустил Юшков.

По словам эксперта, если Белоруссия не восполнит объем буферной нефти, который она использует сегодня, это означает, что она может использовать ограниченные объемы по прокачке нефти по трубопроводу «Дружба».

"Для России это тоже не будет большой проблемой, потому что мы можем хоть все 45 миллионов тонн перекинуть на свои порты. История с остановкой «Дружбы» в прошлом году это показала. Мы можем использовать альтернативные маршруты, и ничего страшного не произойдет», - Игорь Юшков.

По мнению эксперта, вполне естественно, что по трубопроводу «Дружба» из года в год транспортируется все меньше нефти. Все больше компаний заинтересованы в том, чтобы отправлять нефть на Восток, на азиатские рынки, продолжил Юшков. Нефть, которая добывается в Западной Сибири, легкая, низкосернистая, пояснил он. Если эта нефть транспортируется на Запад, в том числе по трубопроводу «Дружба», она перемешивается они с вязкой, высокосернистой кавказской нефтью, и на выходе получается товар ниже качеством, добавил эксперт.

«Если транспортируешь нефть на Восток, то как закачал в трубопровод дорогую нефть, так и получаешь на выходе дорогую нефть. Поэтому экономически выгоднее отправлять нефть на Восток. Поэтому ежегодно снижается прокачка нефти именно через нефтепровод «Дружба». Вполне возможно, что Россия и без третьей нитки этого трубопровода сможет нормально работать», — допустил Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 11.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики