Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая идея ФАС не сделает бензин дешевле и лучше

Новая идея ФАС не сделает бензин дешевле и лучше

Реализация идеи ФАС ограничить расширение крупных сетей АЗС в регионах должна сопровождаться созданием независимых НПЗ, пока их нет — не стоит ждать удешевления бензина вследствие появления реальной конкуренции, полагают опрошенные РИА Новости эксперты. При этом качество топлива у независимых заправщиков от данной новации антимонопольщиков не улучшится, а то и ухудшится, прокомментировали ситуацию для РИА Новости аналитики.

Федеральная антимонопольная служба готова начать очередной раунд борьбы с засильем монополий на рынке розничной продажи нефтепродуктов. На этой неделе стало известно, что она планирует запретить нефтяникам строить или приобретать новые АЗС в регионе или муниципалитете, если компания уже имеет там долю доминирования в 35% — по примеру недавно вступившего в силу закона о торговле.

Ведомство давно стремилось ограничить стремления нефтяников монополизировать торговлю бензином в том или ином регионе и уже переходит к активным действиям. Представитель ФАС заявил во вторник РИА Новости, что служба буквально на днях обсудит с Минэкономразвития данное предложение.

Сизифов труд?

Опрошенные РИА Новости эксперты положительно отозвались о намерении ФАС создать конкурентный розничный рынок, но напомнили, что данная инициатива далеко не первая — предыдущие так и не принесли осязаемого успеха, хотя вместе они выстроены вполне логично.

ФАС борется с засильем монополий уже десять лет, но в рамках нынешнего закона о конкуренции ничего сделать не может, отметил гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. Назначенные штрафы оспариваются и в итоге не выплачиваются, поэтому антимонопольщики продолжают поиск действенных рычагов, полагает эксперт.

По его мнению, пока сложно сказать, насколько проецирование на отрасль норм закона о торговле станет таким рычагом — ведь сам закон действует не так давно и вызывает немало споров.

«На мой взгляд, позитивного эффекта мы вряд ли дождемся, пока не будет устранена первопричина — отсутствие независимых нефтеперерабатывающих заводов. Они должны составить конкуренцию ВИНКам (вертикально-интегрированным нефтяным компаниям — ред.), иначе все действия ФАС будут по-прежнему напоминать закатывание Сизифом камня на гору — все равно свалится», — сказал Симонов.

С тем, что России необходима сеть независимых НПЗ, обеспечивающих разнообразие предложения на оптовом рынке, согласен гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Пока этого нет, никакие новации ФАС, в том числе эта, не дадут эффекта», — рассуждает он. Нефтяники, лишенные права расширять сеть АЗС, будут увеличивать цену в опте, вынуждая независимых заправщиков продавать топливо с минимальной маржей, полагает эксперт.

Впрочем, директор по маркетингу и развитию «Кортес» Павел Строков считает нынешнюю идею ФАС вполне логичным продолжением предыдущих.

«Штрафы привели к тому, что компании пошли на биржу, выразили готовность обсуждать формулу цены. Если теперь все сделают как надо, розница станет конкурентнее, сбытовые структуры получат больше самостоятельности, смогут приобретать бензин у конкурентов и в конечном итоге пойдут на биржу», — рассуждает он. Тогда, возможно, топливо и подешевеет, на что надеется ФАС, подытожил Строков.

Возможные изменения

Эксперты напомнили, каким образом на российском рынке нефти и нефтепродуктов образовался перекос в сторону монополий. НПЗ и сбытовые предприятия строили в связке еще в советское время, дабы не везти бензин за тысячи километров, и это было вполне целесообразно, пояснил Правосудов.

В результате отраслью по сей день практически правят несколько вертикально-интегрированных компаний, контролирующих весь цикл от скважины до АЗС, констатировал Симонов.

Пока сложно сказать, какие контуры приобретет инициатива ФАС после всех согласований и будет ли она вообще принята законодательно, поэтому непонятно, как именно антимонопольщики собираются действовать.

Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин рассказал СМИ, что доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов РФ, но сейчас продолжается обсуждение возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс.

Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. Разумеется, компаниям будет сложно отдать свои наработки — ведь кое-где им принадлежит до 100% сбытовой сети, признает Строков.

«Конечно, заправки резать не будут — возможен взаимообмен между регионами, часть АЗС могут выделить в отдельную структуру, которая лишь формально будет независимой от ВИНКа, возможно, в первую очередь их разрешат продавать крупным компаниям-конкурентам или будет объявлен тендер», — предполагает он.

Бензин лучше не станет

Одна из претензий автомобилистов к независимым заправщикам — низкое качество топлива на их АЗС. Однако дело не только в тотальной жадности хозяев, полагает Симонов.

«Сейчас ВИНКи, у которых они закупают топливо оптом, сбывают им „паленый“ неликвид, оставляя качественный продукт для своих АЗС. Независимые НПЗ отношения с заправщиками расценивали бы только как бизнес и берегли свою репутацию, торгуя качественным товаром», — считает он. Пока же, по мнению эксперта, перемен к лучшему не предвидится.

Правосудов также уверен, что первопричина низкого качества топлива у независимых АЗС — господство ВИНКов в оптовом звене. «На свои заправки оптовики продают топливо с минимальной наценкой (скажем, 5%), а „чужакам“ отдают подороже. Чтобы выжить, независимые АЗС вынуждены „бодяжить“ либо продавать бизнес крупному игроку», — отмечает он.

Если продажу запретят из-за того, что крупный игрок уже не имеет права расширять сеть АЗС в регионе, бизнесменам останется разоряться или «выезжать» лишь на некачественном топливе, а значит, «бодяги» станет только больше, резюмирует Правосудов.

Источник: РИА Новости, 9.03.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики