Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры с Польшей и США по нефти приближают Белоруссию к большому соглашению с РФ

Переговоры с Польшей и США по нефти приближают Белоруссию к большому соглашению с РФ

Риторика Лукашенко по закупкам нефти в США и Саудовской Аравии демонстрирует, что Минск оказался в непростой ситуации, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

У Белоруссии нет других вариантов, кроме России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что Минск обсуждает с Варшавой варианты поставки нефти через польские терминалы и через польское продолжение нефтепровода «Дружба».

Белоруссия ставила этот вопрос перед Польшей ранее, но Варшава ответила Минску отказом, и теперь эта история снова повторяется, поскольку, несмотря на личную встречу с Путиным, Лукашенко не удалось договориться с Москвой по ценам на нефть.

Для Белоруссии это критичный момент, поскольку Минск зарабатывал миллиарды долларов на переработке российской нефти, которая до старта в России налогового маневра приходила на белорусские НПЗ с дисконтом. После начала процесса отмены таможенной пошлины и симметричного роста НДПИ в России, в Минске забеспокоились и вот уже на протяжении года требуют от Москвы возместить свои «убытки».

Другой вопрос, что несмотря на недовольство Белоруссии, все озвученные Минском схемы нежизнеспособны – Лукашенко называет американскую нефть, но известно, что сланцевое сырье, которое продают Штаты, не подходит для производства белорусского дизеля.«Нужно понимать господина Лукашенко, который оказался в сложном положении. Он действительно испытывает давление России, которая не пошла на компромисс в плане нефтяных цен. Из-за этого белорусский лидер пытается блефовать», - заключает Перов.

Лукашенко это много раз делал, и Белоруссия действительно ищет варианты организации альтернативных поставок, но пока это только предмет политической риторики. Белоруссия на сегодня не нашла ни одного надежного варианта с технической точки зрения.

«Реверс по «Дружбе» из Польши ненадежен, а предложение гнать сырье из Латвии с помощью бензовозов проблемы не решит. Белорусы купили у латвийцев нефтеналивной терминал, но его мощность составляет 3 млн тонн в год, а это почти в десять раз меньше потребностей Белоруссии», - резюмирует Перов.

Напомним, что суммарный запрос Белоруссии к России составляет 25 млн тонн нефти в год, из них 7 млн тонн покрывает внутренний спрос, а оставшиеся 18 – это перепродажа нефтепродуктов в сопредельные государства. Таким образом, Минск чисто технически не может закрыть свои потребности, не говоря уже о том, что никто не даст Белоруссии лучшее предложение, чем Россия.

«Латвийского терминала не хватит, даже если его полностью пустить под нефть, поэтому сложилась тупиковая ситуация для Белоруссии. Лукашенко пытается договориться с казахами, но не факт, что Россия пропустит казахстанскую нефть через свою трубопроводную систему, да и по цене Минск ничего не сможет выиграть», - констатирует Перов.

Перов считает, что в этих условиях Белоруссии ничего не остается, как искать компромисса с РФ. Белорусам нужно найти такой вариант, который будет устраивать обе стороны, поскольку иначе Минск не сможет рассчитывать на приемлемое развитие своей экономики.

Слова Лукашенко являются политической риторикой

«Это заявление Лукашенко является риторикой, которая усиливает переговорные позиции Белоруссии на переговорах с Россией. Была история с танкером из Венесуэлы, но эта была разовая поставка, которая не показала даже намека на рентабельность», - заключает Перов.

Белоруссия может получить какую-то альтернативу на внешнем рынке – пусть и на часть своего нефтяного спроса, но это потребует больших вложений и не выполнит поставленной Минском задачи.

Целью белорусов является сохранение сверхприбыли, которую в течение многих лет получала эта страна в виде косвенных дотаций от России, не платя российскую экспортную пошлину. Это единственная цель всех этих действий и заявлений со стороны Лукашенко.

Разговор идет об этом, а не об отказе Белоруссии от закупок нефти в России – ведь для того, чтобы их обеспечить, во-первых, нужно построить инфраструктуру, а во-вторых, Минск не получит на внешнем рынке такой цены, которая позволила бы его нефтяной отрасли работать дальше.

Белорусская переработка может работать и приносить прибыль только за счет демпинговой российской нефти – без этого большая часть данного нефтяного бизнеса проигрывает производителям из соседних европейских стран.

«Для того, чтобы создать альтернативу российским поставкам нефти в Белоруссию, нужно построить трубопроводы, усилить порты и терминалы в близлежащих государствах, поскольку белорусы не имеют своего выхода к морю, и найти таких поставщиков, которые смогут закрыть спрос Белоруссии. Определенно, за месяц-два это сделать невозможно», - резюмирует Перов.

По мнению Александра Валентиновича, для того, чтобы перевести хотя бы часть белорусского нефтяного импорта из России на другие страны, Минску надо провести подготовительную работу, а для этого требуются многие месяцы. Так что время играет против Лукашенко.

В такой ситуации Белоруссия будет продолжать тянуть время, рассчитывая, что создастся ситуация, когда можно будет добиться от России уступок по нефти, не идя взамен на симметричные политические шаги.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики