Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко не учел российские козыри – чем Москва ответит на «нефтяные» претензии Минска

Лукашенко не учел российские козыри – чем Москва ответит на «нефтяные» претензии Минска

«Дружбе» может настать конец.

Россия имеет все необходимое для того, чтобы поставлять нефть европейским потребителям в обход Белоруссии. Такой вариант развития событий возможен, учитывая провокационные выпады Александра Лукашенко.

Как сообщал News Front, глава республики ранее заявил, что готов выкачивать российскую нефть, которая идет через Белоруссию транзитом. Он подчеркнул, что речь идет о двух миллионах тонн ежемесячно. Лукашенко считает это оправданным, так как с Москвой Минск имеет договоренности о поставке 24 миллионов тонн ресурса. Стоит отметить, что накануне президент Белоруссии стал оправдываться, утверждая, что вовсе не угрожал России кражей нефти.

«Это касается и экономики, и военного сектора. Под экономикой я подразумеваю недавние сообщения и волну критики из России в нашу сторону из-за того, что мы якобы грозимся или перекрыть поток нефти на Запада, или грозимся забирать транзитную нефть», — говорил Лукашенко.

В экспертном сообществе уверены, что транзиту действительно ничего не угрожает. Максимум, чего добьется Минск, начав выкачивать нефть из трубопровода «Дружба», — это прекращение транзита через Белоруссию.

Так, аналитики ВТБ обращают внимание на российские порты Приморск и Новороссийск, которые вполне могут обеспечить перевалку 40 миллионов тонн нефти ежегодно. Таким образом, срыва поставок энергоносителя не произойдет.

«В Приморск, Усть-Лугу, Новороссийск и Козьмино можно направить одну часть нефти, а остальную направят на российские нефтеперерабатывающие заводы, после чего экспортироваться будет уже готовый нефтепродукт», — разъясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт отмечает, что ситуация может осложниться лишь тем, что сейчас через российские порты уже идут поставки нефти, которая ранее шла через трубопровод «Дружба». В этой связи он не исключает даже транзита через Украину, отметив, что по вопросам нефти договариваться с Киевом куда проще, чем по вопросам газа.

Однако, продолжает Юшков, воспринимать угрозы Лукашенко всерьез не стоит, ведь и сам президент Белоруссии понимает, что его идея – крайняя мера. У Минска нет никаких оснований для выкачивания транзитной нефти. Более того, республика получит от этого больше проблем.

«Дружба» снабжает нефтью много компаний. Если Минск начнет несанкционированный отбор, то получит только гору исков. Что до обязательств России касательно поставки 24 миллионов тонн нефти ежемесячно, то речь об индикативном балансе», — разъясняет эксперт.

Так, Москва обязалась обеспечить Минску лишь возможность прокачки 24 миллионов тонн нефти в год. Саму нефть Белоруссия должна приобрести у нефтяных компаний, после чего Транснефть и займется прокачкой сырья. Если Минск исполнит угрозы, нефтепровод «Дружба» просто станет невостребованным из-за рисков.

Источник: ИА News Front, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики