Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Белорусский нефтяной транзит можно направить в Новороссийск и Усть-Лугу»

«Белорусский нефтяной транзит можно направить в Новороссийск и Усть-Лугу»

Громкие заявления президента Белоруссии о том, что его страна начнет отбор транзитной нефти из белорусского участка трубопровода, нужно воспринимать в первую очередь как попытку улучшить собственные переговорные позиции и пошантажировать Россию. Такое мнение высказал ИА REGNUM ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, отвечая на вопрос, насколько позиция белорусского руководства в нефтяном споре с Москвой угрожает интересам российских экспортеров нефти.

Эксперт напомнил, что 18 февраля Александр Лукашенко встретился с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным, что по крайней мере дало определенные возможности для достижения договоренностей по поставкам нефти в Белоруссию. 

«Ситуация действительно довольно напряженная, и возникает вопрос об отборе нефти из транзитных труб. Лукашенко сначала сказал, что Белоруссия будет отбирать транзитную нефть, потом сказал, что он имел в виду не это, а некие обязательства России. По его словам, Россия обязана поставлять два миллиона тонн на белорусские НПЗ в месяц, хотя на самом деле это не так. Есть межправительственное соглашение, которое говорит о том, как составляются индикативные балансы. Там действительно говорится о том, что Россия обязана предоставить возможность прокачать на белорусские НПЗ до 24 миллионов тонн нефти год. Россия это и делает», — рассказал Юшков.

Но для того, чтобы эта схема заработала, продолжил эксперт, необходимо, чтобы «Белоруснефтехим» заключил с российскими нефтяными компаниями коммерческие контракты на покупку нефти. «Вот о чем это межправительственное соглашение — о том, что мы обязаны обеспечить возможность прокачки нефти, а не о том, что мы обязаны поставит им на НПЗ эти объемы, — пояснил он. — Поэтому Лукашенко и отправляют к нефтяным компаниям. Вот он уже ведет переговоры с Сечиным, главой основного поставщика нефти для Белоруссии в предыдущие годы. Они должны договориться с поставщиком, а поставщик потом обращается к «Транснефти» за услугой прокачки».

По словам Юшкова, в сложившейся ситуации Белоруссия не выполняет то межправительственное соглашение, в нарушении которого Лукашенко сейчас обвиняет Россию. То, что белорусская сторона начала откачку технологической нефти из нефтепроводов, которые ведут к ее НПЗ, значит, что в трубопроводе сейчас наполовину меньше нефти, чем должно быть, и ежесуточно он может работать вполовину мощности, продолжил он. При этом Юшков отметил, что до сих пор неизвестно, какой объем технологической нефти Белоруссия забрала для своих НПЗ.

«Сейчас они не могут принять эти же 24 миллионов тонн в год, потому что у них нет достаточно технологической нефти в трубе. Они сами себя загоняют в угол. Лукашенко распорядился ни в коем случае не допустить дефицит на внутреннем белорусском рынке топлива. «Белнефтехим» говорит — хорошо, но нам надо из чего-то делать дизель, и берет технологическую нефть из трубопроводов. Поэтому межправительственное соглашение, по сути, сейчас нарушает Белоруссия», — заявил Игорь Юшков.

Эксперт подчеркнул, что в случае отбора белорусской стороной транзитной нефти это повлечет за собой десятки исков против «Белнефтехима», так как он будет перерабатывать эту нефть. «Собственником транзитной нефти в трубе является множество российских компаний — не только «Роснефть» и государственные компании, но и частные, в том числе «Лукойл». Поэтому все они подадут иски о незаконной экспроприации нефти из транзитных объемов, и придется иметь дело с множеством исков от множества компаний», — допустил он. 

Юшков сравнил сегодняшнюю ситуацию вокруг транзита нефти через Белоруссию с ситуацией вокруг транзита газа через Украину, которая складывалась ранее у компании «Газпром». По его словам, разница в том, что Украина предварительно подготовила для себя юридические основания, чтобы хоть как-то прикрыть свои незаконные действия.

«Украинская сторона предъявила «Газпрому» иск на основании того, что он якобы монополист на рынке транзита газа, хотя «Газпром» вообще не занимается транзитом. Затем российской компании был выписан штраф на несколько миллиардов долларов. За счет погашения этого штрафа они собирались отбирать газ, если бы у них была суровая зима. Этого в итоге не произошло, но тем не менее у них хоть какое-то основание было. А здесь у Белоруссии нет никаких претензий к российским нефтяным компаниям», — пояснил эксперт.

К тому же, полагает Юшков, в случае отбора транзитного газа все транзитные объемы были бы перенаправлены на другие направления, и Белоруссия осталась бы без денег. По его словам, по плану на 2020 год через территорию Белоруссии должно пройти 48 миллионов тонн нефти.

«Весь этот объем можно было бы распределить между портами Новороссийск, Усть-Луга и Приморск. К тому же какие-то объемы можно было бы направить на восток по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан», а какие-то объемы переработали бы на российских НПЗ и экспортировали бы уже в виде нефтепродуктов. Поэтому даже в случае остановки трубопровода «Дружба» не возникло бы больших проблем. Понимая это, Белоруссия не будет отбирать нефть из транзита и создавать еще более серьезный кризис в отношениях», — считает Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики