Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Зависимость России от ОПЕК+ это порочный круг: мы сокращаем, страны не ОПЕК увеличивают - проблема в этом, а не в коронавирусе"

"Зависимость России от ОПЕК+ это порочный круг: мы сокращаем, страны не ОПЕК увеличивают - проблема в этом, а не в коронавирусе"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности:

Участники встречи нефтяников с главой Минэнерго РФ Александром Новаком в среду 12 февраля обменялись мнениями относительно соглашения ОПЕК+, однако к окончательному решению о позиции России не пришли. Большая часть российских нефтяных компаний склоняется к продлению сделки ОПЕК+ с текущими квотами на второй квартал 2020 года. Окончательное решение по судьбе сделки будет принято правительством РФ позже.

Технический комитет ОПЕК+ на прошлой неделе сначала рекомендовал членам организации сократить добычу на 600 тысяч баррелей в сутки, но потом пересмотрел свою позицию, и предлагает оставить добычу неизменной.

ОПЕК в своем февральском отчете ухудшила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2020 году на 230 тыс. баррелей в сутки - до 990 тыс. баррелей. В ОПЕК полагают, что спрос ослабнет из-за распространения нового коронавируса. В ОПЕК ожидают, что в первом полугодии спрос на нефть в Китае из-за распространения коронавируса упадет на 200 тыс. баррелей в сутки. В целом в 2020 году мировой спрос на нефть ожидается на уровне 100,73 млн баррелей в сутки против 99,74 млн баррелей в 2019 году.

При этом спрос на нефть ОПЕК снизится на 1,3 млн баррелей в сутки по сравнению с прошлым годом, рост предложения нефти из стран, не входящих в альянс, составит 2,25 млн баррелей. Рост поставок ожидается со стороны США, Норвегии, Бразилии, Канады, Гайаны и Австралии.

Вопросы:

- Как Вы считаете, какая позиция в отношении сохранения квот ОПЕК на добычу, их расширения, или, наоборот, сокращения, оптимальна для российской нефтяной отрасли?

- Как можно оценить эффективность стратегии ОПЕК по сокращению добычи для поддержания цены нефти в условиях роста предложения со стороны стран «не ОПЕК», в первую очередь, производителей сланцевой нефти, снижения мировых темпов роста потребления сырья и форс-мажорных факторов вроде китайского коронавируса?

- Есть ли смысл для России и других стран пытаться учредить новую организацию для координации рынка нефти наподобие ОПЕК, но без ее недостатков?

Мнение эксперта:

Зависимость России от ОПЕК+ напоминает уже зависимость от сильнодействующего лекарства: мы сокращаем добычу, помогаем добыче в странах вне ОПЕК+, они увеличивают производство нефти - и мы опять вынуждены само ограничиваться в добыче, причем все больше и больше. Фундаментальная проблема именно в этом порочном круге, а не в коронавирусе, который все же локализованная во времени проблема, это форс-мажор, который сойдет на нет через несколько месяцев. А вот добыча в США продолжит расти. Отказаться от сильнодействующего лекарства прямо "здесь и сейчас" - тоже опасно. Отказ от ОПЕК+ на фоне коронавируса обвалит цены существенно ниже 50 долларов за баррель. России будет трудно вести сразу две ценовые войны - и газовую (цены на газ сейчас очень низкие), и нефтяную. Тем более что в США есть возможность за счет своей финансовой системы поддерживать собственную нефтянику через механизмы переакредитования. Американцы "производят" не только нефть, но и доллары, об этом забывать нельзя. Хотя затяжная ценовая война на каком-то этапе будет очень болезненна и для американской нефтянки, при цене на нефть как в начале 2016 года они тоже будут вынуждены сокращать производство. Но сценарий затяжной ценовой войны столь болезнен для всех производителей, что его все же постараются избежать. Поэтому пока что ОПЕК+ еще поработает, и весьма вероятно - несмотря на недовольство многих российских компаний - согласование дополнительных объемов сокращения производства нефти. Саудиты предлагают дополнительное сокращение на 600 т. баррелей в сутки, России придется взять на себя минимум четверть этого объема.

Опубликовано: ИРТТЭК, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики