Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иной маршрут: Казахстан поворачивает «Силу Сибири — 2»

Иной маршрут: Казахстан поворачивает «Силу Сибири — 2»

Казахстан хочет получать российский газ от «Силы Сибири — 2»

Казахстан просит Россию проложить трубопровод «Сила Сибири — 2» сначала через свою территорию, а потом уже направить в Китай. Такой маршрут необходим Нур-Султану, чтобы газифицировать свои города и села. Но у Москвы есть и другие варианты — через Алтайский край или Монголию. Эксперты считают, что в конечном счете последнее слово за Китаем.

Российский газопровод «Сила Сибири — 2», который планируется направить в Китай, может быть частично проложен по территории Казахстана с последующим выходом в Китай, к его газопроводной системе «Запад — Восток». Об этом сообщил журналистам министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев. 

«Реализация данного проекта пока в планах, конкретные параметры не обозначены. Мы предложили, чтобы этот газопровод, если можно, провести через территорию Казахстана», — сказал Ногаев.

Страна намерена за счет российского газа обеспечить теплом населенные пункты Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей.

Министр энергетики РФ Александр Новак, как уверяет Ногаев, «принял во внимание» это предложение.

«Несомненно, переговоры будут продолжены — это рабочий процесс», — заключил казахстанский чиновник.

О необходимости строительства второй ветки газопровода говорилось сразу после заключения договора о строительстве первой — «Сила Сибири». Это было в мае 2014 года.

Тогда «Газпром» подписал с китайской госкомпанией CNPC контракт о поставках 38 млрд кубометров топлива в год. Общая сумма контракта, заключенного на 30 лет, составила $400 млрд. Протяженность газопровода — более трех тысяч километров.

Газовый проект был запущен в декабре 2019 года. Раньше Китай получал газ преимущественно по магистрали из Туркмении, запущенной в 2009 году, а также закупал СПГ.

Выход «Силы Сибири» на полную мощность намечен на 2025 год. Пока же «Газпром» поставляет китайским партнерам по десять миллионов кубометров газа в день.

В 2017-м году на Восточном экономическом форуме под Владивостоком президент Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин поручили специалистам профильных ведомств согласовать проект нового газопровода. На этот раз по так называемому западному маршруту, то есть «Сила Сибири -— 2».

Сначала ее планировали запустить в Китай через Алтайский край. Однако у проекта есть критики. В первую очередь экологи, а также население Горного Алтая.

Дело в том, что, согласно предварительному проекту, газопровод может пройти по территории природного парка на уникальном высокогорном плоскогорье Укок, входящем в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. «Зеленые» считают, что строительство газопровода нарушит природу края.

Уж лучше через Монголию

Но имеется и запасной вариант маршрута, отмечает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Трубу из России в Китай можно вывести через Монголию. Маршрут более протяженный, но проходит в основном по степным районам, строительство тут вести проще, чем на гористом Алтае, а значит дешевле»

Второй плюс монгольского маршрута — газ мог бы напрямую доставляться в густонаселенные районы Китая. Проектирование магистрали, как предполагается, займет два года, строительство — четыре или пять лет.

В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин также предложил проработать этот маршрут, окончательно изучить технико-экономическое обоснование такого проекта и доложить руководству трех стран.

«Сроки жесткие — в течение полугода все обсчитать и выдать предложения», — комментировал тогдашний вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев.

Эксперты, кстати, отмечают, что монгольский вариант рассматривался даже в начале 2000-х годов, но так и не был до конца проработан. И причина этому — позиция Китая. Официальный Пекин выступал против транзита через Монголию.

«В последнее время Китай поддерживает этот вариант, но в вялотекущем режиме. Китайские товарищи не говорят нет, обещают рассмотреть варианты», — говорит Гривач.

У казахстанского варианта, как указывает эксперт, есть существенный минус.

Казахстан будет страной-транзитером и поэтому может представлять опасность. Это видно и по тому негативному опыту, который Россия получила на европейском направлении.

Украина и даже Белоруссия, как страны-транзитеры, создают проблемы для поставок газа и нефти конечным потребителям. У Казахстана к тому же усложнилась внутриполитическая обстановка, там были митинги, погибли люди, а внук Нурсултана Назарбаева Айсултан попросил политического убежища в Великобритании.

Хотя страна и является надежным партнером России по Евразийскому экономическому союза, но это на данный момент. Что будет через несколько лет, неизвестно, а газовые проекты рассчитывают на десятилетия.

Не исключено, впрочем, что Россия и Китай все-таки смогут задействовать и казахский маршрут, и монгольский. Китай — вторая экономика мира и самый большой рынок газа в мире.

Спрос на газ в Поднебесной растет. Причем потребности обусловлены не только высокими экономическими темпами, но и экологическими проблемами. Основа ТЭК Китая — уголь, из-за чего экологическая ситуация, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего.

Переход на газ и мирный атом и отказ от угольной генерации уже объявлен властями национальной стратегией. Так что в скором времени России и Китаю, скорее всего, придется проектировать еще один маршрут «Сила Сибири — 3». И тогда между делом, возможно, будет газифицирован Казахстан.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики