Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: «Нефтяная» компенсация для Белоруссии ляжет на бюджет РФ

Эксперт: «Нефтяная» компенсация для Белоруссии ляжет на бюджет РФ

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности в эфире НСН раскрыл возможную схему компенсации для Белоруссии выпадающих из бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал о «неожиданном предложении» российского лидера Владимира Путина по компенсации выпадающих из белорусского бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин, передает РИА Новости.

В интерпретации Лукашенко выглядит следующим образом: если Минск в прошлом году получал от пошлины, «допустим», миллиард долларов, а в этом году – «допустим», 700 миллионов долларов, то Россия будет готова компенсировать выпадающие 300 миллионов «в том числе за счёт премии нефтяным компаниям».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН заявил, что указанной суммы будет недостаточно – вероятно, компенсация распространится только на часть поставленной в Белоруссию российской нефти.

«Белоруссия требовала от России компенсации за налоговый манёвр. У нас с 1 января экспортная пошлина уменьшилась на 5%, а НДПИ вырос. Себестоимость нефти повышается, но для российских НПЗ есть компенсации из бюджета, чтобы они стоимость топлива на внутреннем рынке не повышали, а для белорусских такой компенсации нет. Если Лукашенко говорит об этой компенсации, то есть, по сути, о распространении компенсации для российских НПЗ на белорусские, то этих 300 миллионов, конечно, недостаточно. Непонятно, откуда они берутся, как они высчитываются. Потому что в России эта компенсация высчитывается для каждого НПЗ индивидуально по сложным формулам.

Речь может идти не о том, чтобы компенсация распространилась не на все 18 млн тонн нефти, которые перерабатываются на белорусских НПЗ, а только на 6 миллионов тонн, которые в дальнейшем идут на внутренний рынок Белоруссии. Вот это было бы более-менее логичным с точки зрения поведения Путина. Он пытается сказать: «Мы не можем поддерживать всю вашу экономику. Вы зарабатываете на том, что просто перепродаёте нефтепродукты, произведённые из российской нефти, и непонятно, почему мы должны за свой счёт оплачивать этот ваш бизнес». А поддержать внутренний рынок, обычных белорусских потребителей – это укладывается в российскую политику», - объяснил эксперт.

Как именно будет реализован механизм компенсации, пока не очень понятно. Зато ясно, что деньги на это придётся брать из российского бюджета, считает Юшков.

«Организовать межбюджетные переводы сложно. Может быть, речь идёт о том, что российские компании будут ещё и от себя какую-то скидку делать. В реальности сами они не пострадают, но в таком случае пострадает российский бюджет, потому что размер этой скидки будет компенсироваться компаниям из бюджета», - отметил собеседник НСН.

Белоруссия с конца прошлого года не может согласовать с Россией условия поставки нефти: Минск не устраивает цена и отсутствие соглашение по компенсации потерь от налогового манёвра. На этой неделе Лукашенко встречался с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, но о преодолении разногласий не сообщалось.

Автор: Денис Пискарев

Источник: НСН, 21.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики