Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Раздули проблему»: насколько справедлива компенсация для Белоруссии за «грязную нефть»

«Раздули проблему»: насколько справедлива компенсация для Белоруссии за «грязную нефть»

Россия и Белоруссия наконец решили энергетическую проблему, тянущуюся с прошлого года. Они согласовали размер компенсации за поставки «грязной» нефти — она составит 15 долларов за баррель. Зампред компании «Белнефтехим» Владимир Сизов сообщил о подписании сторонами соответствующего протокола.

В апреле 2019 года Белоруссия заявила о понижении качества поставляемой из России нефти по трубопроводу «Дружба». Минск не раз требовал от Москвы возместить ущерб. По оценкам российского посла в Белоруссии Владимира Семашко, урон составил 70 миллионов долларов. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей называл сумму в два миллиарда долларов.

В декабре прошлого года Минск согласился на возмещение в размере 15 долларов за баррель. Насколько эта сумма компенсирует потери Белоруссии?

— 15 долларов — совершенно нормальная цена. Она предполагалась изначально, еще много месяцев назад, когда прошли первые согласования между «Транснефтью» и ее партнером по поводу загрязненной нефти из Казахстана, который тоже пострадал из-за ситуации на «Дружбе», — сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Эксперт обратил внимание на то, что Минск заявлял о повреждениях оборудования на НПЗ: «Судя по всему, Белоруссии не удалось доказать сверхмасштабные проблемы, поэтому сумма не превысила 15 долларов за баррель».

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец заметил, что из-за загрязнения нефтепровода «Дружба» пострадала не только Белоруссия, но и ряд европейских государств. Однако эту проблему можно было решить спокойно еще в прошлом году, как это сделал Казахстан.

— Вместо того, чтобы в спокойном режиме обсудить и провести в рабочем порядке консультации с компанией, которая нанесла этот ущерб, и предоставить документы, которые требовала российская сторона, Лукашенко начал раздувать из этой истории проблему глобального масштаба. Хотя российская корпорация признала свою вину и готова была выплатить компенсацию, у многих сложилось впечатление, что между Россией и Белоруссией идет нефтяная война, — подчеркнул Болкунец.

Несмотря на разрешение этого спора, между Россией и Белоруссией остается много неразрешенных вопросов в сфере энергетики. Лукашенко по-прежнему возмущается последствиями налогового маневра в нефтяном секторе России, из-за которого в следующие пять лет Минск может потерять шесть миллиардов долларов. Кроме того, он требует от России установить для Белоруссии внутрироссийские цены на газ и блокирует углубление Союзного государства.

Авторы: Рафаэль Залян, Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 25.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики