Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России, он может закончить весьма плачевно"

"Если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России, он может закончить весьма плачевно"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 февраля сообщил агентству БелТА о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составит около $62 млн. В «Транснефти» факт подписания протокола на утро 26 февраля не подтвердили.

21 февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок “Транснефть” подтвердила технические возможности по прокачке нефти». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время: "Поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров", - заявил Владимир Сизов. "Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", - сказал Сизов.

Станислав, на Ваш взгляд, каковы возможные причины достижения договоренности между РФ и Белоруссией о компенсации $15 за баррель загрязненной нефти, ведь ничего нового со стороны России не прозвучало?

Там общая идея такая, что $15 за баррель Россия компенсирует Белоруссии и это нормальный уровень компенсации, это соответствует тому, что еще много месяцев назад было заключено соглашение с Казахстаном и с некоторыми партнерами «Транснефти» в Восточной Европе. Белоруссия просто пыталась сделать вид, что она получила очень масштабный ущерб для своих двух НПЗ Мозырского и Новополоцкого, поэтому Россия должна заплатить более чем $15 за баррель компенсации. А в итоге выяснилось, что не удалось им доказать сверх масштабного ущерба для своих НПЗ, поэтому и получилось $15 долларов.

- «Транснефть» принимает заявки на прокачку нефти в Беларусь. Означает ли это, что Минск согласился с предложением главы Минэнерго А. Новака о снижении премии на $2? Какая возможна другая причина достижения договоренности о начале поставок нефти?

Насчет того, что Транснефть принимает заявки, это же предварительные заявки. Пока контрактов на поставку нефти Российских компаний в Белоруссию нет. Поэтому мы ждем, будут ли новые контракты. Ходят слухи, что будут организованы дополнительные малые компании, которые будут заниматься подобного вида бизнесом. Возможно эти компании получат какую-то компенсацию от российского правительства, возможно связанное с налогами, возможно с ценами на бензин, возможно эти компании получат право участвовать в каких-то финансовых делах, возможно в Белоруссии они получать вправо участвовать в приватизации активов в энергетике, или машиностроении, или химии. Пока эта схема не очень понята. Поэтому и переговоры продолжаются.

- Как можно оценить заявление Сизова о поставке в марте нефти через трубу Одесса-Броды? Эти слова прямо противоречат предложению Новака и фактам о заявках «Транснефти».

Через «Одесса-Броды» намного будет дороже вариант, чем из России. Они это пробовали 10 лет назад, когда были поставки нефти из Венесуэлы, но в реальности из Азербайджана, скорее все это шло и перегружалось через Одессу-Броды. Во-первых, азербайджанская нефть дороже, чем российская, она чуть легче, чуть лучше качества, но она дороже. Во-вторых, надо перевести, сначала одним видом транспортом, потом другим через море, потом через «Одессу-Броды». Нефтепровод стоит пустой, т.е. его сначала его надо заполнить нефтью. Компания Коломойского из него нефть откачала после того, как Белоруссия прекратила качать нефть по Венесуэльской схеме. Поэтому я думаю, что это будет стоить дороже долларов на 10-15 или даже больше. Поэтому я не думаю, что будут масштабные поставки, а если и будут, то они закончатся, чем закончились 10 лет назад, в итоге прекратятся.

- Насколько нефть из Одессы может оказаться дороже российской нефти, поставляемой по «Дружбе», с учетом неготовности «Одесса-Броды» (это время подготовки, стоимость технологической нефти для заполнения, другие финансовые вложения в техническую реанимацию трубы)?

Другое дело если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России в большом объеме, несмотря на то, что ему выгодней брать из России, в таком случает, он может закончить весьма плачевно, для Белорусской экономики - это прямой ущерб. Снижение уровня жизни населения, отсюда риск снижение популярности режима. А играть на противопоставлении себя России, которая душит его, якобы, дорогими энергоресурсами, и при этом разворачиваться назад, ну это путь Януковича, который в итоге закончил в Ростове в изгнании. Я не думаю, что Лукашенко захочет в итоге также рисковать.

Опубликовано: ИРТТЭК, 27.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики