Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на атомные технологии дала России Северный морской путь

Ставка на атомные технологии дала России Северный морской путь

Атомная энергетика является залогом развития российской экономики, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

У России большие успехи в атомной энергетике

В рамках проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину» президент РФ заметил, что Россия в атомной промышленности работает очень хорошо, причем нам удалось всех обогнать.

Россия производит больше всех в мире блоков для атомных электростанций, и это не оружие, а высокие технологии. Данный сектор российской экономики активно развивается, причем аналогичный тренд Россия выдерживает по многим другим отраслям народного хозяйства.

Лидерство России в атомной энергетике признают все в мире, особенно на фоне того, что главный наш конкурент в лице американо-японской компании Westinghouse имеет серьезные проблемы в своем развитии.

У Москвы в этой отрасли всегда были отличные позиции и наработки, пусть и после 1986 года, т.е. катастрофы на Чернобыльской АЭС, здесь случился колоссальный кризис, когда советская атомная программа была заморожена.

В «Росатоме» сделали правильные выводы, из-за чего атомная энергетика является едва ли не единственной отраслью российской экономики, которая за последние два десятилетия совершила рывок вперед. Помогла нам и авария на АЭС «Фукусима», которая привела к кризису атомных проектов в большинстве стран Запада. Это окончательно открыло России огромный рынок, где постоянно растет спрос на атомные технологии со стороны развивающихся государств.

Именно это мы видим на примере строительства иранской АЭС в Бушере и турецкой АЭС в Аккую. Также идут переговоры «Росатома» с Саудовской Аравией, Иорданией, Египтом и многими другими странами, не говоря уже про «внутренний рынок» в лице Белоруссии и Узбекистана.

Атомная энергетика развивает экономику

«Атомная энергетика может тянуть за собой многие другие отрасли. Самым ярким примером является атомный флот, благодаря которому появился такой проект, как Северный морской путь. Не зря «Росатом» является одним из кураторов этого стратегического проекта», - заключает Митрахович.

Митрахович отмечает, что атомная промышленность позволяет иметь как ядерное оружие, так и развивать гражданские технологии.

«Есть довольно серьезный прогресс по атомным блокам. Например, на той же Воронежской АЭС строятся новые реакторы мощностью в 1200 МВт. Это действительно очень много», - констатирует Митрахович.

До тех пор, пока Украина не отключила подачу электроэнергии в Крым, полуостров потреблял примерно такое же количество энергии. Сейчас в Крыму потребление увеличилось, но все равно – новые российские реакторы идут вслед за развитием современной экономики, требующей все больше энергии.

«Важным вопросом является экспансия «Росатома» за рубеж. АЭС в Белоруссии, АЭС в Египте, АЭС в Финляндии, АЭС в Венгрии, АЭС в Болгарии, проекты в Индии, Китае, Турции и Иране. Чем больше атомного экспорта, тем больше экспорта высоких технологий, а значит и продукции с высокой добавленной стоимостью», - резюмирует Митрахович.

Правда, здесь есть и внутренняя конкуренция. Когда «Росатом» построит атомную станцию в Турции, данной стране нужно будет меньше российского газа. Аналогичный процесс возможен и в соседней Белоруссии.

«Белорусские руководители любят об этом рассказывать, причем в таком духе, что, как у них появится атомная станция, российский газ им будет не нужен. Как будто АЭС в Белоруссии появляется сама по себе, ее строит не Россия, а какие-то внешние силы», - заключает Митрахович.

Кроме России, атомные технологии развивает Китай, а в самой Поднебесной пытаются тщательно копировать передовые наработки «Росатома».

«Атомная сфера остается одной из немногих отраслей нашего народного хозяйства, где у России имеется технологическое преимущество, которое нужно поддерживать и развивать», - констатирует Митрахович.

Россия не будет менять энергобаланс ради атома

Интересно, что в рамках российского энергобаланса доля атомной энергетики не превышает 30-35 процентов. Связано это с тем, что главная ставка делается на газовую генерацию, а также другие углеводороды, включая уголь, добыча которого постоянно растет.

«Пока не будет большого технологического прорыва ситуация здесь не изменится. Я не думаю, что Россия будет наращивать долю атомной энергетики в энергобалансе до такой страны, как Франция. Или Украины, которая получила от СССР хорошее наследство в лице четырех атомных станций и сегодня его активно проедает», - резюмирует Митрахович.

На Украине должно было быть построено еще больше атомных станций, но после 1986 года процесс был свернут. Во-первых, это было связано с развитием промышленного потенциала УССР – из-за чего и появилась «зависимость» российского ОПК от данной страны, а во-вторых, с тем, что у нас были планы по экспорту электроэнергии в страны-члены СЭВ.

По аналогичной схеме были построены НПЗ в Белоруссии и большие порты в прибалтийских республиках, от которых мы долгое время зависели.

«У России есть газ, который имеет ряд преимуществ по сравнению с атомом и позволяет использовать маневрирующие мощности, поэтому мы не будем, как Франция, доводить атомную генерацию до 70-80 процентов», - заключает Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 05.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики