Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: в отсутствие российской нефти Беларусь выдвигает фантастические проекты (аудио)

Юшков: в отсутствие российской нефти Беларусь выдвигает фантастические проекты (аудио)

Ни один из маршрутов, которые Минск строит в отсутствие регулярных поставок нефти из России, не выглядит жизнеспособным и рентабельным

Беларусь закупила у трейдеров две партии российской нефти, поставка сырья будет организована танкерами через литовский порт Клайпеда, далее - по железной дороге до белорусских НПЗ. Президент Беларуси Александр Лукашенко накануне заявил, что правительство продолжит работу по диверсификации источников поставки нефти.

В отсутствие поставок нефти из России Минск строит фантастические проекты, связанные с альтернативными источниками и маршрутами, но все они долгие и дорогие, заявил Sputnik Латвия ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Вокруг поставки танкерами через Клайпеду складывается довольно странная ситуация. После визита в Минск главы "Роснефти" Игоря Сечина было объявлено, что Беларусь купит российскую нефть с поставкой не по трубе, а транзитом через Литву. До сих пор непонятно, пойдет эта нефть из России, либо это российская нефть, у кого-то перекупленная. Непонятно, кто и каким образом выступает продавцом, сколько времени займут поставки, каков будет их объем. Не думаю, что этот вариант обернется многолетним контрактом на миллионы тонн, да и Литовские железные дороги больше трех миллионов тонн вообще не переварят", - заявил Юшков.

Лукашенко объявил о попытке завести северный маршрут альтернативной нефти на трубу, напомнил аналитик.

"Даже если первые поставки пойдут по железной дороге, в целом рассматривается вариант использования трубы. Возможна попытка качать нефть через Польшу - но пропускная способность Гданьского порта не очень велика, можно говорить о нескольких миллионах тонн. Если дальше нефть пойдет по нефтепроводу "Дружба" - можно будет занять только одну ветку без ущерба для транзита российской нефти непосредственно в Польшу", - рассказал Юшков.

По его словам, организация такого маршрута вероятна, но "получается далеко и дорого".

"Минск заплатит за разгрузку в Гданьске, потом через всю Польшу прокачка до границы и через всю Беларусь, и только потом - на Новополоцкий НПЗ. Северный маршрут (танкеры с Балтики) предполагает загрузку именно этого нефтеперерабатывающего завода. На Мозырский НПЗ альтернативное сырье должно пойти через нефтепровод Одесса - Броды. Такую картину рисует белорусское руководство, рассчитывая получать 30% нефти с Балтики, 30% - с юга и остальное - через "Дружбу", - отметил Юшков.

По мнению эксперта, северный вариант организации альтернативного маршрута с заходом через Польшу не вполне логичен.

"С севера можно было бы качать на Мозырский НПЗ, но не в Новополоцк. Для загрузки Новополоцкого НПЗ Минску логичнее было бы устранить все противоречия с Латвией и использовать существующую трубу - северную ветку "Дружбы", которая много лет простаивает, в реверсном режиме. Это наиболее безболезненный с экономической точки зрения вариант для Беларуси", - подчеркнул Юшков.

Есть еще более фантастические варианты, которыми Лукашенко пытается оперировать, добавил аналитик.

"Мол, американцы дадут денег и построят Балтийско-Черноморский коллектор. В реальности речь идет о нефтепроводе, который, возможно, пройдет из Литвы в Беларусь и дальше соединится с точкой в украинских Бродах. Зачем - непонятно: никому не нужно качать нефть транзитом из Черного моря в Балтийское, и именно поэтому этот проект до сих пор не реализован. Странно думать, что сейчас добрые американцы придут с дешевыми кредитами и построят никому не нужную трубу, когда они продвигают в Европу свой сжиженный газ", - заключил Юшков.

Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти на белорусские НПЗ. С начала года Минск прорабатывает пути альтернативной поставки сырья. По экспертной оценке, потребность Беларуси в нефти составляет 23 миллиона тонн в год, из которых до шести миллионов идет на внутренние нужды, остальное направляется на переработку для экспорта.

Источник: Sputnik Латвия, 04.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики