Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские загадки

Украинские загадки

Новому правительству Украины трудно позавидовать — оно напоминает клуб политических самоубийц, если учесть всю тяжесть экономических проблем и необходимость весьма непопулярных мер. Новый глава минфина честно признал, что финансовое состояние государства находится на грани катастрофы. А сокращать госрасходы и увеличивать налоги страшновато.

Впрочем, если кто и хочет позлорадствовать, то зря — потому что часть своих трудностей Украина попробует переложить на наши плечи. Возникает вопрос, что мы должны в этой ситуации делать. И кто должен спасать Украину, в чем-то напоминающую Грецию. Как и в Греции, у Украины ограничены возможности по внешним кредитам (уже давали) и девальвации нацвалюты (у Греции ее нет, а Украина уже ее девальвировала при оранжевых). Украина видит спасение в снижении цен на российский газ. Спрашивается, должны ли мы идти на такие жертвы и если да, то ради чего. Не хотелось бы, чтобы опять нам предложили логику «в дни кризиса братья не должны думать о стоимости энергоносителей». Интересно, какова будет реакция, когда кто-то из российских политиков вдруг предложит за долги продать Крым (в Германии же некоторые депутаты посоветовали Греции распродажу островов). Тем более что новое руководство совершенно не отказывается от курса на евроинтеграцию и не намерено бросаться в российские объятия.

Тут возникает вторая загадка: как можно стремиться в Европу и не гармонизировать свое законодательство с европейским? Возьмем ту же тему газа. ЕС давно призывает Украину заняться либерализацией внутреннего рынка. Вопреки расхожему мнению, нам это вполне выгодно. Потому что либерализация — это более свободный доступ к инфраструктуре для производителя газа. Конечно, он вынужден будет конкурировать с другими производителями. Но тут можно и рискнуть. Вдруг выдержим борьбу с катарским СПГ и газом из Nabucco? Есть, конечно, и другие соперники — Юлия Тимошенко призывала к замещению газа соломой, а Арсений Яценюк предлагал построить на Украине 10-12 атомных станций. Но шансы все же есть. К тому же если мы получим либерализованный доступ к газотранспортной инфраструктуре, то нет смысла входить в акционерный капитал собственника газопроводов. Которому только на реконструкцию линейной части, ПХГ и компрессорных станций необходимо $2 млрд. Про долг «Нафтогаза» лучше и не упоминать.

Есть вопросы и посерьезнее. А возможна ли вообще успешная экономическая модернизация в таких разделенных странах, как Украина? Тут она напоминает уже Бельгию, где проблема «два в одном» очень мешает решению текущих экономических и административных задач — к счастью для Бельгии, они не столь жестоки. Возможно, ключ к сохранению единства Украины лежит в том, что РФ и ЕС осознают, что вопрос будущего Украины является нашей совместной проблемой. И не нужно перебрасывать бремя ее решения друг на друга. Хотя, может, это и утопия.

Автор: Константин Симонов

Источник: Ведомости, 16.03.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики