Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У мини-НПЗ в России нет будущего

У мини-НПЗ в России нет будущего

По мере усиления контроля в сегменте экспорта нефтепродуктов перспективы мини-НПЗ выглядят весьма плачевно. Система такого бизнеса понятна - примитивная переработка нефти в темные нефтепродукты, маржа получается за счет теневого экспорта без уплаты сборов и налогов. Если убрать теневую криминальную составляющую и добавить высокие стандарты по качеству топлива, то в такой ситуации никаких перспектив на существование у мини-НПЗ нет. Экономически они не выживут.

Особой эффективности мини-НПЗ нашему перерабатывающему комплексу не добавляют. К сожалению, функционируют они не только на территории Северного Кавказа, но и, к сожалению, в других областях России. По имеющимся данным в нашей стране действует около двухсот подобных структур, и только менее половины из них зарегистрированы официально.

Все мы слышали, как в народе их называют «самовары». Почему? Да потому что технологии  и оснащение, используемые на подобных производствах самое примитивное, кустарное. Ни о каких высоких технологиях здесь говорить не приходится. Это просто смешно. А поскольку у нас очень многие рассматривают те же инновации как отказ от энергетического комплекса в пользу какого-то hi-teсk, воспринимая сырьевой комплекс как исключительно архаику, то подобного рода структуры только добавляют козыри таким теоретикам.

На самом деле, современный нефтегазовый  комплекс – это очень сложное с точки зрения технологии производство, в том числе и в сегменте переработки. Но, когда люди видят эти «самовары» они считают, что нефтепереработка в России – это архаичная отрасль, которая занимается примитивным перегоном нефти в мазут.

Мы видим, что подобные структуры не добавляют  уважения к отрасли.  Задачу переработки, о которой мы говорим последние 15 лет, они тоже не решают, потому что  технологически они довольно примитивны и такое производство позволяет  получать только темные нефтепродукты. Говорить о стандартах топлива Евро-4, Евро-5 здесь не приходится. Делать продукты такого уровня качества они просто физически не способны.

Также существует и еще один аспект. Понятно, что  при функционировании таких доморощенных мини-НПЗ возникает проблема и таможенного учета, и контроля поставок нефтепродуктов за рубеж.

Одним из путей решения этой проблемы могло бы стать появление крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые могли бы выбирать поставщиков нефти и производить продукты высоких европейских стандартов. Это было бы правильно и это должно стать перспективным направлением развития нефтеперерабатывающей отрасли России.

Автор: Константин Симонов

Источник: сайт Министерства энергетики РФ, 15.03.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики