Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Обрастание “жирком” в очередной раз откладывается». Что будет с нефтью, курсом иностранных валют и с нами

«Обрастание “жирком” в очередной раз откладывается». Что будет с нефтью, курсом иностранных валют и с нами

Срыв сделки ОПЕК+ моментально сказался на стоимости нефти. Вслед за ценами на нефтяные фьючерсы обвалились сначала зарубежные фондовые рынки, а во вторник и российские: индекс Московской биржи на открытии торгов терял больше 10%, а РТС — свыше 15%. Национальная валюта России также сильно ослабла: сегодня с утра за евро давали около 82 рублей, а за доллар — больше 72. «Сноб» собрал мнения экспертов о том, почему Россия решила выйти из соглашения с нефтяным картелем, как скоро ситуация нормализуется и стоит ли сейчас покупать иностранную валюту

 

 

Альфред Кох, бывший зампред правительства России:

Российский демарш с квотами на добычу нефти для ОПЕК+ работает не против США, что бы там ни говорил Леонтьев (пресс-секретарь компании «Роснефть». — Прим. ред.). Доля нефтегазовой промышленности составляет около 1% ВВП США, и американцы могут даже не заметить, что Россия как-то пытается им навредить. К тому же отнюдь не вся нефть в Штатах сланцевая. (…) Нерентабельные скважины будут заморожены, и их разморозят вновь, как только цены пойдут вверх. Так уже было в 2014–2016 гг., и так будет опять. Технология «заморозки-разморозки» отработана, и никаких проблем с этим у американских компаний не будет. (…)

С кем же Россия тягается в этот раз? Кого она хочет вытеснить с рынка после того, как США фактически убрали с рынка Венесуэлу и Иран? Во-первых, конечно, всех производителей с высокой себестоимостью добычи. Это, прежде всего, компании, которые добывают нефть в Северном море (например, Норвегия). Также в зоне риска теперь производители вязких и тяжелых сортов нефти (например, Канада). Однако основной удар наносится по Саудовской Аравии (СА) и вообще по арабским производителям. Путин долго готовился к этой войне, и вот она началась. Почему Путин считает, что он выиграет? Потому что ВВП России (1,6 трлн долл.) больше ВВП СА (750 млрд). Потому что доля нефтегазовой промышленности в ВВП у России 20%, а у СА — почти 50%. Потому что доля нефтегазовых доходов в бюджете России 40%, а у СА — 75%. (…) По всему получается, что шансы России в этой войне на истощение предпочтительнее. (…) Но победа России (если таковая, конечно, случится) будет достигнута за ваш счет, дорогие россияне. Обрастание «жирком» в очередной раз откладывается. Придется потерпеть. Денег на вас опять не будет…

 

 

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

Мы (Россия. — Прим. ред.) не были согласны на условия Саудовской Аравии, потому что хотели окончательно понять, что происходит с мировой экономикой после появления коронавируса. Саудиты хотели усилить позицию и еще больше ограничить добычу. Не сошлись. Но это не значит, что сделка полностью распалась, что нельзя сохранить какие-то ранее достигнутые договоренности, что начнется тотальная ценовая война. Такая позиция несколько преувеличена в СМИ. Сегодняшнее определенное восстановление показывает, что вчера все немного перенервничали.

Наших граждан, по сути, нефть-то и не волнует. Всех волнуют производные от нефти, в первую очередь курс национальной валюты. Поэтому сейчас Центральный банк нормализует ситуацию на валютном рынке: отказался от покупок валюты для Министерства финансов в ближайшие 30 дней, сегодня вышел на рынок с продажей валюты, повысил ликвидность банков. В общем, все делают, чтобы не было какого-то негативного сценария и система была устойчивой. Мы видим, что 75 рублей за доллар, как вчера, уже нет. Думаю, ситуация будет откатываться ближе к 70. Да, безусловно, доллар будет стоить дороже, но не так критично, как вчера, когда была настоящая паника.

 

 

Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики:

Не стоит забывать, что Россия является одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов, а цены на них не опускаются вслед за падением стоимости нефти. То есть с нашей стороны это (выход из соглашения. — Прим. ред.) не было непродуманное решение.

Я думаю, что еще не все потеряно, что стороны до конца месяца встретятся и соглашение будет продлено в текущих параметрах, либо Россия согласится на небольшое, символическое общее сокращение в рамках ОПЕК+, чтобы успокоить рынки.

 

 

Кирилл Рогов, политолог:

Сверхдоходы все же предполагалось (в России. — Прим. ред.) использовать как страховку от падения цен и в качестве инвестиций, направленных на диверсификацию экономики, т. е. на уменьшение зависимости от нефти. Теперь правительство заявляет, что этих накоплений хватит на 5 лет замещения выпадающих от ценовой войны доходов бюджета. То есть концепция поменялась: теперь сверхдоходы, полученные в период высоких цен на нефть, будут использованы для наращивания объемов ее поставок по низким ценам, т. е. на сохранение зависимости российской экономики от нефти даже при низких ценах. Это ли не проявление русского экономического гения?

 

 

 

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

В Кремле не ожидали, что нефть упадет на 30%. Мы убедили себя в том, что можем выдавить американских сланцевиков и саудитов, потому что мы, в отличие от них, «в шоколаде», у нас есть резервы. Но это очень рискованная игра. Конечно, мы серьезно переоценили свои силы. Плюс у власти есть ощущение, что простые граждане курс рубля на себе не ощущают: за границу не ездят, импортные товары не покупают, едят российскую колбасу с гречкой. Такое отношение достаточно опасно. Посмотрим, как нынешняя ситуация с высокой стоимостью евро и доллара скажется на уровне поддержки поправок в Конституцию и на явке 22 апреля.

Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Елизавета Слива

Источник: Snob.ru, 10.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики