Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Минск ничего не выиграет от „нефтяной войны“ России и Саудовской Аравии»

«Минск ничего не выиграет от „нефтяной войны“ России и Саудовской Аравии»

В ценовой войне с Россией Саудовская Аравия выбросит на рынок нефть по $ 25. Что-то может достаться Белоруссии, соглашаются эксперты. Однако, замечают они, Минск ничего не выиграет в мировых нефтяных баталий как от России, так и от других стран.

Саудовская Аравия предложила европейским потребителям утроить поставки нефти в апреле и сделать это по максимально низкой цене — $ 25 за баррель. Источник Reuters в Белоруссии сообщил, что предложения Saudi Aramco могут заинтересовать Минск. «Мы уже давно работаем в этом направлении… Мы с саудитами в Лондоне встречались… Сейчас цены у них просто замечательные», — рассказал собеседник агентства. Президент Белоруссии Александр Лукашенко при этом заявил на прошлой неделе, что ему предложили купить 6 млн тонн нефти, но не уточнил, кто.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что Белоруссия в условиях «нефтяной войны» едва ли получит какие-либо дивиденды как от закупок сырья в России, так и в Саудовской Аравии. 

«Вряд ли „Белнефтехим“ может купить нефть напрямую у Саудовской Аравии с максимальными скидками. Эр-Рияд говорит о снижении цен для крупных и постоянных покупателей. Минск может перекупить такую дешевую нефть у трейдеров. Однако проблема состоит в том, что когда саудиты говорят о скидках, это приводит к тому, что рыночная цена на нефть и из других источников быстро опускается до уровня этих самых скидок. Поэтому саудовская нефть все равно будет дороже российской», — считает эксперт. Ведущий аналитик ФНЭБ поясняет, что падение цен на нефть приводит к тому, что стоимость российской нефти и сырья на внешних рынках сближается: «Вслед за ценой на нефть снижается и экспортная пошлина, а ее величина и есть разница в ценах российского сырья для белорусов и внешних рынков».

Главный заработок Белоруссии — экспорт переработанной нефти. А стоимость нефтепродуктов не в точной пропорции, но снижается вместе с ценами на нефть. «Поэтому белорусам не стоит сильно радоваться, ведь дешевеет их экспортный товар и конкуренция на рынке меньше не становится», — говорит Игорь Юшков. Он считает, что ничего существенного Белоруссия не получит и от России.

«И российское государство, и компании будут сейчас беречь каждый рубль, так как ситуация на рынках очень напряженная. В частности, Минск вряд ли может рассчитывать на какие-либо межбюджетные компенсации за налоговый маневр, так как, пока нефть стоит меньше $ 42,4 за баррель, наш бюджет становится дефицитным. Сами российские добывающие компании также недополучают прибыль из-за низких цен и уступать белорусским партнерам не будут. Наоборот, российским компаниям выгодно отсутствие белорусских нефтепродуктов на украинском и европейских рынках. Они также поставляют туда свои нефтепродукты и хоть немного компенсируют выпадающие доходы от дешевой нефти», — резюмировал ведущий аналитик ФНЭБ, добавив, что хотя нефтепродукты и подешевели, но приносят больше денег, чем сырая нефть.

Напомним, что Россия и Белоруссия никак не могут договориться о поставках нефти. Минск требует компенсации за налоговый маневр от российского правительства и отмену премии за нефть ($ 12 за тонну) от российских компаний, с чем согласны далеко не все производители и само правительство. В результате крупные российские компании в 2020 году нефть в Белоруссию не экспортируют. Поставки в страну сейчас осуществляют шесть небольших российских компаний. Кроме того, белорусские НПЗ также договорились о партиях азербайджанской нефти и российской — от трейдеров.

Источник: EADaily, 13.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики