Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Поставки еще тремя танкерами 250 тысяч тонн нефти, закупленных не у России, покажут Белоруссии очень плохую "экономику" проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Концерн "Белнефтехим" отчитался: еще три танкера с 250 тысячами тонн нефти, закупленной Белоруссией у трейдеров, придут в порт Клайпеды до конца марта. Накануне предприятие сообщило РИА "Новости", что белорусские НПЗ получат азербайджанскую нефть на следующей неделе – танкер с 90 тысячами азербайджанской нефти для РБ прибыл в порт Одессы, в четверг начнется ее подача в трубопровод, а поступление сырья на Мозырский НПЗ на юге Белоруссии ожидается на следующей неделе.

"Экономика таких закупок будет далеко не в пользу Белоруссии – это можно рассчитать даже без знания условий контракта, - отмечает специалист. – Нефть Азербайджана изначально дороже российской из-за ее специфики. Кроме того, Минск не платит значительную часть экспортной пошлины из-за договоренностей с РФ. Она у компаний РФ составляет порядка $70 за тонну. Зато российские компании берут премию – примерно $12 с тонны. Даже с учетом разницы выходит, что никакая нефть для РБ не может быть дешевле российской.

Но это не единственный ценовой аспект, играющий против закупок вне РФ, существует эффект транспортировки и так называемых перегрузок с одного вида транспорта на другой. Из России в Белоруссию идет прямая труба нефтепровода "Дружба" – это самый выгодный вид логистики из всех возможных. Везти из Клайпеды сырье по железной дороге – значит, заплатить за перевалку в порту и перевозку, это довольно дорого. К цене тонны нефти такая логистика добавит еще порядка $8. То есть в любом случае Минск переплачивает.

А транспортировка по украинскому трубопроводу "Одесса-Броды" и вовсе выглядит разорительной, так как эта магистраль стоит пустой. Для перекачки сырья трубы нужно заполнить технической нефтью. Если Минск готов потерять такие объемы – его право. Ни ничего общего с выгодой такое решение не имеет".

Обвал цен на нефть меняет белорусские реалии

Москва и Минск с конца 2019 года не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене. Белоруссию не устраивает выплата премий российским нефтяным компаниям в условиях реализации в РФ налогового маневра. Минск продолжает переговоры с российскими нефтяными компаниями и одновременно ищет альтернативных поставщиков. Среди них Норвегия, Азербайджан, страны Африки и даже США.

В марте из различных источников, в том числе за счет собственной добычи, Белоруссия планирует поставить на оба своих НПЗ около миллиона тонн нефти, что предполагает их загрузку на 50%. Ряд небольших нефтяных компаний РФ планирует впервые поставить для переработки на НПЗ Белоруссии в марте в совокупности около 200 тысяч тонн сырья. С крупными российскими нефтяными компаниями пока нет договоренностей. До этого Минск закупил партию у Норвегии - ее привезли в порт в Клайпеде по железной дороге.

"Белоруссия традиционно перерабатывала на своих НПЗ 18 млн тонн нефти ежегодно, сейчас приобретаемые ею в убыток партии в 100-200 тысяч выглядят как мелкие. Не нужно забывать и о том, что на мировом рынке цена барреля рухнула почти вдвое, что заставляет Белоруссию задуматься о жизни в новых реалиях. Ведь РБ продавала львиную долю произведенных нефтепродуктов Украине и Европе, а в ЕС цена бензина упала вместе со стоимостью нефти.

Любой кризис порождает проблемы для стран, торгующих сырьем и нефтепродуктами – это аксиома. И сейчас продать горючее Минску будет сложнее, чем еще месяц назад. С другой стороны, экономический кризис принесет девальвацию белорусского рубля, общеэкономический спад сократит продажи. Все это существенно уменьшит выручку РБ с экспорта нефтепродуктов, что на фоне плохой экономики закупок нефти тут же ударит по бюджету.

Отказ договариваться с РФ выглядит на фоне всех этих тенденций нерациональным ходом. При этом Минск заявляет, что две трети нефти намерен поставлять из альтернативных России источников – это огромные убытки из-за цен и логистики. Глобально Белоруссия проигрывает много, и есть все шансы, что ее руководство вернется к мыслям о максимально выгодных поставках из РФ", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 13.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики