Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главной «жертвой» продвижения американского СПГ в Европу США назначили Украину

Главной «жертвой» продвижения американского СПГ в Европу США назначили Украину

Газовые контракты с американцами только усугубят экономические проблемы Украины, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

США продвигают СПГ на европейский рынок

В то время как бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, являющийся ныне украинским политиком, заявил, что коронавирус введет экономику этой страны в состояние шока и лишит 10 процентов ВВП, в Киеве сдвинулся процесс по закупке американского СПГ.

Соглашение о закупке американского СПГ через польский СПГ-терминал в Свиноустье и польско-украинский интерконнектор было принято в конце прошлого лета. Оно стало первым внешнеторговым соглашением действующего президента Украины Владимира Зеленского, но после переговоров в Польше с главой Минэнерго США о нем забыли, особенно в свете достижения газового соглашения с РФ.

После подписания нового газового контракта между Украиной и Россией появились «реверсные» схемы, которые заставили внутриукраинских игроков забыть об американском СПГ, но одно дело – желания ведомого, а совершенно другое – приоритеты ведущего.

Американцы последовательно проводят политику насаждения своего СПГ странам Европы, причем кроме Украины в этот процесс включены Польша, Литва, Болгария, которая согласилась закупать треть своего потребления в США, и некоторые другие государства. Такое сотрудничество имеет сомнительную экономическую ценность и является геополитическим проектом.

Отметим, что в случае Украины разговор идет о 6-8 млрд кубов газа, о которых заявил заместитель министра энергетики Украины Константин Чижик.

Экономического смысла здесь нет

«Экономического смысла в этом контракте очень мало, поскольку единственную роль, которую может сыграть американский СПГ не только в украинской, но и в любой европейской экономике, это роль альтернативы. У государств Прибалтики раньше не было никакого другого газа, кроме российского, а теперь возникла физическая возможность закупать СПГ из США», - констатирует Митрахович.

Еще нужно обратить внимание на то, что СПГ-терминалы должны давать возможность пользоваться услугами разных поставщиков.

Американцы по этому направлению глобальной энергетики отнюдь не являются лидерами – в мире они уступают Катару и Австралии, а если брать Европу, то СПГ из Норвегии выходит намного дешевле.

Здесь же мы видим обязательства европейских контрагентов американских компаний закупать СПГ в США. Поэтому даже если убрать за скобки ценовое предложение России, такие соглашения не носят коммерческого характера, а являются навязанной политической экспансией.

«Теоретически такая альтернатива может позволить закрыть потребность в газе в случае проблем у «Газпрома», пусть это фантастический вариант, а также получить какие-то козыри на переговорах с российской компанией. Ведь одно дело, когда нет альтернатив, а совершенно другое, когда они есть, но это не сильный аргумент, поскольку газпромовский газ стоит дешевле СПГ-аналогов», - заключает Митрахович.

Украина ограничена в закупках американского СПГ

Что касается Украины, то пока эти планы писаны «вилами по воде», поскольку непонятно, кто будет оплачивать этот контракт.

«Если завтра в Киев приедут американцы и дадут много грантов, то это действительно возможно, но я не видел в последние годы, чтобы такое случалось. США поддерживают украинские власти только политически, но не делают ничего, чтобы реально помочь экономике Украины», - резюмирует Митрахович.

Единственное, что можно вспомнить, так это поставки вооружений из США на Украину, но это не многомиллиардные транши, а значительно меньшие суммы, с помощью которых Вашингтон решает собственные геополитические задачи.

«Американцы оказывали помощь Украине путем кредитов, которые Киеву еще надо возвратить, поэтому когда мы говорим о поставках с СПГ-терминала, то на это нужны деньги. Главный вопрос, кто будет за это платить. Здесь нужны гранты, кредиты или другие источники средств», - констатирует Митрахович.

Станислав Павлович полагает, что для эффективных поставок газа из Польши надо увеличить мощности интерконнектора и СПГ-терминала.

На сегодня мощность украино-польского интерконнектора официально составляет 8-9 млрд кубов газа в год, но никогда из Польши на Украину не прокачивались такие объемы газа.

«Реально разговор идет о возможности прокачать 2 млрд кубов газа в год, а это означает, что в инфраструктуру Польши и Украины необходимо инвестировать значительные средства. Поэтому пока интерконнектор не будет модернизирован, данный контракт в полном объеме выполнить нельзя», - заключает Митрахович.

Украинские лица, которые комментировали этот вопрос, утверждают, что объем работ здесь необходим только с польской стороны, но, как считает Митрахович, это не так, поскольку Украине нужно улучшать свою инфраструктуру.

В результате перед нами изначально невыгодный с коммерческой точки зрения контракт, в исполнение которого нужно вкладывать деньги.

«На прошлой неделе Коболев заявил, что «все на мази» и Украина получит большие объемы газа из Польши, на что поляки ответили отрицательно. Кроме того, для этого необходимо увеличить мощности СПГ-терминала в Свиноустье, который сегодня не загружен даже на уровень своих скромных возможностей», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики