|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в Минск Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в МинскДоговоренность премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина и премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса подарят странам шанс начать новый этап сотрудничества в отрасли энергетики, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. Премьер-министры Российской Федерации и Белоруссии Михаил Мишустин и Сергей Румас обсудили в очередной телефонном разговоре вопросы о сотрудничестве в отрасли энергетики и достигли договоренности о поставках нефти на нефтеперерабатывающие предприятия республики в полном объеме и на условиях, согласованных обеими сторонами. «Безусловно, хорошо, что страны наконец-то достигли какой-то договоренности. Однако я бы не стал воспринимать данное соглашение в качестве гарантии того, что в дальнейшем двустороннее сотрудничество между государствами будет проходить хорошо. Основная причина – это постоянные сложности и недопонимания, возникающие в процессе диалога стран. История этого союза в нефтегазовой сфере была переполнена недовольствами Минска. Поэтому в будущем мы, скорее всего, снова станем свидетелями очередных прений. Но гарантировать это на 100% нельзя, так как условия сделки еще не раскрыты», – прокомментировал событие Перов. Отметим, что в 2019 году нефть из Российской Федерации поставлялась в Белоруссию со скидкой около 20% к рыночной цене сорта Urals. Согласно ведениям, предоставленным белорусским статистическим агентством «Белстат», в январе-ноябре 2019 года российская нефть продалась белорусской стороне за $5,93 млрд. При это средняя цена составила чуть более $50 за баррель. Тот же период показал иную среднюю стоимость Urals, которая, в соответствии с данными Министерства Финансов Российской Федерации, составила $63,5 за баррель. Долгий путь к согласию: кто уступилНапомним, государства не могли достичь договоренности о поставках нефти с конца 2019 года. Отчасти положительному исходу мешала позиция Минска, уверенного в том, что налоговый маневр, проведенный Российской Федерацией, очень похож на дискриминацию. Больше всего белорусскую сторону задевали премии для российских компаний, из-за которых стоимость нефти для республики автоматически становилась выше среднемировой. С 1 января 2020 года российская сторона прекратила поставки нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам в связи с прекращением действия договора, срок которого истек 31 декабря 2019 года. В связи с неопределенностью, нависавшей в течение нескольких месяцев над вопросом организации поставок российской нефти в Белоруссию, президент Александр Лукашенко 7 марта 2020 года сообщил о том, что получил несколько выгодных для республики предложений, способных избавить страну от зависимости от энергоресурса из России. «Белоруссия изначально находилась в несколько невыгодном положении. Но еще рано говорить о том, кто кому уступил – подробности договоренности не известны до сих пор. Вполне вероятен и тот вариант, в котором российская сторона предложила новые выгодные для Белоруссии условия. Но думаю, что на уступки пошел Минск, так как его обещания о поиске альтернативных источников поставок невыполнимы в необходимых для него объемах. Поэтому зависимость от российской нефти остается на высоком уровне», — пояснил собеседник. Ранее первую партию нефти по контракту с Белоруссией отправила государственная нефтяная компания SOCAR из Азербайджана, погрузив на танкер 90 тысяч тонн в турецком порту Джейхан. Вторая часть в 85 тысяч тонн была отгружена 20 марта, но из грузинского порта Супса. «Скорее всего в ближайшее время белорусская сторона продолжит безрезультатные попытки поисков альтернативных поставок, но вероятнее всего пересмотрит данное решение. Но в первую очередь Минску нужно организовать работы по модернизации своих нефтеперерабатывающих предприятий. К слову, Белоруссия планировала начать и завершить этот процесс еще несколько лет назад», — добавил аналитик. Александр Перов отметил, что администрация президента Белоруссии вынуждена была отказать от этой идеи из-за кризисного положения экономики страны. И в то время президент республики Александр Лукашенко гарантировал начать работы в 2020 году, однако обещание свое не выполнил. «Если Минск проведет-таки модернизацию, то белорусские нефтепродукты автоматически превратятся в конкурентоспособные даже в том случае, если скидки в цене на нефть не будет. Модернизация НПЗ необходима для того, чтобы Белоруссия смогла принимать и перерабатывать новую нефть, иначе покупка импортного ресурса по другим направлениям нереализуема и бессмысленна. Поэтому российская нефть необходима Минску, решившему все-таки согласовать поставки с Москвой», — констатировал эксперт. Автор: Александра Мельник Источник: Экономика сегодня, 21.03.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|