Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Насколько вероятны нефтяные санкции США против России?

Насколько вероятны нефтяные санкции США против России?

О возможных санкциях на российские углеводороды со стороны Вашингтона сообщил The Wall Street Journal. В Кремле это назвали «весенним обострением»

«Весеннее обострение»: так в Кремле отреагировали на публикации о возможных нефтяных санкциях США против России. Ранее об этом сообщил The Wall Street Journal. По данным издания, Вашингтон обсуждает санкции против Москвы за обвал нефтяного рынка. Насколько это вероятно и что может стоять за такими сообщениями?

Как заметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, Россия уже несколько лет живет под разными санкциями, прекрасно понимает эти вызовы и учитывает их в рисковых сценариях. Но все эти шесть лет Запад вводил санкции на многое, но только не на российские углеводороды. И все понимали, что нельзя просто так выгнать Россию с рынка нефти, где она занимает примерно 10%.

Но теперь ситуация другая. Развал сделки ОПЕК+, который инициировала, кстати, не Москва, а саудиты, конечно, в моменте обрушил рынок. Но нефть точно так же упала бы и без этого. Из-за коронавирусной паники, закрытия границ и остановки производств спрос на топливо падает, а предложение растет, то есть на рынке сейчас избыток нефти.

В США останавливают добычу сланцевики. Это органическим образом будет повышать цены, но такой вариант Вашингтон не устраивает. Поэтому и мог родиться вариант с санкциями, предполагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Либо договориться с саудитами, чтобы они хотя бы не повышали объем производства. В идеале, конечно, для США, чтобы Россия и Саудовская Аравия опять договорились в рамках сделки ОПЕК+, ограничили объем производства. Но договориться сейчас очень сложно для России и Саудовской Аравии, поэтому один из вариантов, который рассматривается, а давайте, мол, санкции против России введем, и она сократит добычу нефти. То есть российская нефть не выйдет на внешние рынки, и все это подтолкнет цену вверх. Соответственно, американские проекты опять будут прибыльными, и все будет замечательно».

Дональд Трамп сказал, что вмешается в ситуацию на нефтяном рынке, но не уточнил, когда и как. У США есть три рычага влияния: понижение ставки ФРС, когда доллар дешевеет и дорожает нефть; закупки нефти и пополнение своих запасов, то есть стимулирование спроса; санкции против нефтяных держав.

Первый вариант уже задействовали — не помогло. Запасы нефти в США и так высокими темпами растут с февраля. Остались только санкции. Американцы уже ввели их против всех, кого можно, то есть Ирана и Венесуэлы. Поэтому если снова вводить, то либо против Саудовской Аравии, либо России.

Источники The Wall Street Journal сообщали, что на саудитов все-таки будет не санкционное, а дипломатическое давление. Но убрать с рынка российскую нефть даже в условиях переизбытка топлива сложно. Партнер и руководитель нефтегазовой практики KPMG в России и СНГ Антон Усов в такой сценарий не верит:

«У нас есть устоявшаяся логистика, не только, соответственно, морская, но и трубопроводная, поставок, особенно это касается европейских стран, где мы даем до 40% потребления нефти в текущем режиме. И плюс у нас есть ответвление на Китай, где мы тоже поставляем трубопроводом. Соответственно, я думаю, что логистически заменить нашу нефть, даже несмотря на ее переизбыток в мире на настоящий момент, с учетом транспортно-логистических составляющих пока не представляется возможным».

Даже если США введут санкции, то вряд ли это будет надолго. Коронавирус рано или поздно покинет политические умы, экономика начнет восстанавливаться, потребность в топливе увеличится. Европе, конечно, можно запретить покупать российскую нефть, но даже ее ангельское терпение когда-нибудь не выдержит.

Еще один наш крупнейший покупатель, Китай, вряд ли откажется от поставок. Но, скорее всего, для этого нам придется продавать китайцам нефть по самым бросовым ценам. Но представим, что США ввели санкции и добились своего: нефть подорожала. А что Вашингтону делать дальше?

Если отменять, то придется признать, что Америка ошиблась и Россия не обваливала мировой рынок, сорри. Или не признавать, но простить Москву. Оба варианта выглядят не очень. Хотя США обычно не слишком обращают внимание на такие мелочи.

Источник: BFM.RU, 20.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики