Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кризис в эпоху коронавируса: как укрепить экономический "иммунитет" РФ (видео)

Кризис в эпоху коронавируса: как укрепить экономический "иммунитет" РФ (видео)

Мегаполисы планеты опустели за считанные дни. Глобальное потребление сократилось до минимума - продукты и медикаменты. Производства останавливаются, путешествия отменяются, а значит, и транспорт на приколе.

В России того кошмара, который переживает Европа и отчасти США, пока нет. Но проблемы в экономике уже заметны. Как, впрочем, и болевые точки. Всю неделю правительство и Центробанк проводили.

"В начале недели мы приняли меры против экономического влияния коронавируса и волатильности на фондовых и сырьевых рынках. А вчера Банком России было объявлено о целом комплексе мер поддержки граждан и экономики", - заявил глава правительства на заседании.

Учли интересы и крупных госкомпаний, и частных лиц. Документ очень объемный.

Это лишь некоторые пункты - граждан с подтвержденным заражением коронавирусом рекомендовано не штрафовать из-за просрочек по кредитам, не взыскивать недвижимость. С 1 мая для всех отменяется комиссия за быстрые переводы на карты по номеру телефона. Для ипотечного рынка упрощается выдача кредитов с небольшой первоначальной ставкой. Для малого и среднего бизнеса расширена программа рефинансирования.

"Убираем все ограничения. Так как раньше программа была направлена на то, чтобы поддерживать в основном предприятия малого и среднего бизнеса производственные, но сейчас видим, что и маленькие магазинчики и в сфере услуг сталкиваются с проблемами, поэтому мы сняли все ограничения", - отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Эти меры можно назвать превентивными. Из-за цен на нефть просела российская валюта, но это, скорее, взлетел доллар. К примеру, масштабно обвалилась и норвежская крона. Курс самый низкий за последние 40 лет.

Как бы мир ни пытался уйти от нефти, строя солнечные панели и ветряки, пока ничего не получается.

Нефть - это вообще все. Упаковка и пакеты, лаки и краски, битум и асфальт, обувь, одежда и синтетика, гаджеты и бытовая техника, и почти треть любого авто. Современная авиация: полимеры и пластмасса – вертолеты около 60% и почти половина каждого нового самолета. И все - производные "черного золота".

Именно поэтому любой кризис в нефтяной сфере сразу же отражается на мировой экономике. До начала марта было относительно спокойно. Да, вирус в Китае вызывал опасения, но не более того. 6 марта сделка ОПЕК+ развалилась.

"Мы видим, что Саудовская Аравия заявила об увеличении объема производств с 1 апреля на 3 млн баррелей, хотя до этого как раз в рамках ОПЕК+ предлагали сократиться нам всем вместе на 1,5 млн баррелей и, соответственно, дают скидки еще по 8 долларов за баррель", - заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Страны, объединенные соглашением ОПЕК+, это 40% мировой добычи нефти. Пока одни государства ограничивали свои мощности, другие, наоборот, наращивали. И занимали место на глобальном рынке. А в самый разгар эпидемии в Китае спрос на черное золото резко упал.

"Саудиты намеренно начали одновременно с коронавирусом. Китай ограничил себя в нефти. Но, в первую очередь, в саудовской нефти", - заявил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Судя по всему, именно это и послужило причиной саудовского предложения – ограничить добычу еще на 1.5 миллиона баррелей в сутки. Не оглядываясь на возможности Бразилии, Аргентины США и Канады, которые, с удовольствием заняли бы освободившуюся нишу. Сделка сорвалась, и Эр-Рияд почти сразу предложил миру огромный дисконт на свою нефть.

Баррель - это вот такая бочка. Стандартная – чуть меньше 159 литров. И если верить новостям этой недели, она может стоить для Европы около 12 долларов. В той же Европе литр питьевой воды стоит около 33 американских центов. То есть такая же бочка, но с водой стоит уже больше 52 долларов. Но воду нужно просто очистить, а нефть добыть, хранить и строить инфраструктуру. А если перевести все это в танкеры, то танкер с нефтью стоит 30 млн долларов. А тот же танкер с водой в 4 раза дороже.

Как раз с танкерами и вышла неувязка. Глядя на глобальную нефтяную панику, стоимость фрахта на корабли выросла в 7 раз. А свежеподписанные контракты оказались под угрозой. К тому же, нефтеперерабатывающие заводы, как правило, ориентированы на определенную марку нефти.

Все забывают, что есть еще и НПЗ. В Европе они рассчитаны на нашу марку Urals. И скидку саудиты давали как раз в надежде, что заводы перестроят.

Еще одна глобальная проблема – грядущие выборы президента США, в ноябре 2020 года. С одной стороны, Дональд Трамп в твиттере радуется низким ценам - бензин должен подешеветь. А с другой, нефтяные штаты - это как раз его электорат.

"Очевидно, западные штаты, штаты, производящие нефть - они голосуют за Дональда Трампа, особенно когда с экономикой все хорошо и все счастливы. И это прибавляет очков Трампу. Не будем забывать, что он сам владеет отелями, но сейчас никто не ездит по отелям, нет туристов", - считает управляющий директор Berkeley Research Group LLC и бывший член Федеральной комиссии США по энергорегулированию Бранко Терзик.

Противникам Трампа и республиканцев, демократам, проблемы с нефтью как раз выгодны. До ноября. И влиять на цены они могут, хоть и ограниченно - через спекулянтов на бирже.

"Сотни игроков играют. Это, в основном трейдеры и финансовые есть спекулянты. Важно учитывать, что доля финансовых спекулянтов не больше 30", - говорит профессор Департамента финансов НИУ ВШЭ Александр Абрамов.

Получается, что каждый использует нефтяной шок, а заодно и мировую пандемию в своей собственной игре. А правительства разных стран пытаются решить доселе невиданные проблемы.

Российский рынок на резкие скачки валюты и нефти реагирует, но скорее из-за биржевых игр, говорят эксперты.

Самое сложно в нынешнем кризисе, который уже сравнивают на западе с великой депрессией 30-х, непредсказуемость. Никто даже в теории не мог представить еще пару месяцев назад, что планета быстро превратится в мир Греты Тунберг. Без производства, потребления и перемещения между странами. Экономисты такое стечение обстоятельств называют идеальный шторм. И выстоит в нем тот, кто хладнокровно держится за штурвал.

Источник: РЕН ТВ, 23.03.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики