Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Россия не будет поставлять Белоруссии нефть на условиях Лукашенко

Эксперт: Россия не будет поставлять Белоруссии нефть на условиях Лукашенко

Россия будет поставлять нефть в Белоруссию на собственных, а не на белорусских условиях. Об этом заявил ИА REGNUM ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, добавив, что это можно заключить на основании недавнего сообщения компании «Роснефть», опубликованного в российских СМИ.

Напомним, что ранее представитель «Роснефти» заявил журналистам о том, что его компания возобновит поставки нефти в Белоруссию именно на тех условиях, которые она предлагала белорусской стороне, то есть с премией $5 за тонну.

Эксперт напомнил, что ранее Минск утверждал, что соглашения подписаны именно на его условиях. Но так как белорусская сторона с 1 января поднимала принципиальный вопрос об отмене любой премии при поставке нефти, можно предположить, что это не соответствует действительности. 

«Компания «Роснефть» заявляет о подписании коммерческого соглашения с премией в $5. До этого она примерно так и оценивалась. Если раньше говорили о премии в $7 за тонну, с 1 января с новым шагом налогового маневра она сократилась и выходит в итоге эти же $5. Поэтому здесь получилось, что российская сторона получила ровно те же условия, которые предлагала с самого начала», — полагает Юшков.

Комментируя информацию агентства Reuters, согласно которой российские нефтяные компании «согласились увеличить скидку на поставляемую в Белоруссию нефть до $15,7 за тонну, что на $12 больше, чем предлагалось ранее», Юшков заявил, что упомянутое новостное агентство — «не самый надежный источник», когда речь идет о российско-белорусских отношениях.

По словам эксперта, тезис, приведённый в публикации агентства, изначально был не совсем понятен. Юшков напомнил, что в прошлом году разница в стоимости нефти для Белоруссии и для других стран составляла около $15 за баррель за счет того, что такова была экспортная пошлина. «Если точнее, разница между каждым баррелем нефти Urals для Белоруссии и для внешних рынков в среднем в 2019 году составляла $14,7. Сейчас эта разница понижается за счет того, что понижаются мировые цены, и от этого уменьшается экспортная пошлина», — пояснил эксперт.

Юшков отметил, что на основании данных Белстата цена одной тонны российской нефти для Белоруссии в январе 2020 года составила $361 за тонну или $49,5 за баррель. При этом средняя стоимость барреля нефти Urals для других потребителей в этом же январе составляла $61,7.

«Теперь можно подсчитать — разница в январе составляла $12,2 с каждого барреля. Куда уже дальше?» — задался вопросом Юшков.

При этом эксперт отметил, что даже если бы российское государство приняло решение сделать уступку Белоруссии, не совсем понятно, как оно заставило бы частные компании предоставить Минску упомянутую скидку.

«У нас и так нет экспортной пошлины. Поэтому на уровне государства и так отсутствует тот барьер, который можно было бы устранить для того, чтобы Белоруссия покупала российскую нефть дешевле. Не зря российская делегация все время отправляла белорусскую сторону договариваться с компаниями. Какие-то скидки, которые может получать Белнефтехим, могут выделяться только на уровне компаний. Возможен был бы вариант, если бы президент как-то попросил компании уменьшить свою рентабельность при поставках нефти в Белоруссию. Но он этого не сделал, он как раз указал на то, что компании должны договариваться между собой», — отметил Юшков.

Также, по мнению эксперта, нет никаких оснований для того, чтобы российские нефтяные компании именно сейчас заключали контракты с белорусскими партнерами на невыгодных для себя условиях. «Белоруссия пытается продвинуть тезис о том, что цены на нефть упали, значит, России по какой-то причине надо обязательно продавать нефть в Белоруссию. Я думаю, что мотивация у российских компаний может быть как раз обратная», — заявил Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 23.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики