Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

Накануне президент РФ Владимир Путин обратился к гражданам страны по ситуации с пандемией коронавируса в мире и ситуации в России. В своем выступлении он выделил ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Их представителям будут предоставлены отсрочки по всем налогам, кроме НДС, в течение следующих 6 месяцев, а также отсрочки по страховым взносам на тот же срок. Меры будут распространены на компании, которые работают в секторах, наиболее затронутых текущей ситуацией.

В свою очередь, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, экс-министр топлива и энергетики РФ (1993-1996) Юрий Шафраник призвал правительство и нефтедобывающие компании не допускать снижения инвестиций и капиталовложений в ТЭК.

Ситуацию Агентству нефтегазовой информации разъяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Обращение президента к населению составляло определенный симбиоз. С одной стороны, Владимиру Путину нужно было, используя свой авторитет, убедить население оставаться дома и придерживаться карантинных мер, чтобы вирус не распространялся так активно, как это происходит в Италии и Испании.

С другой стороны, президент озвучил программу экономических мер поддержки. Руководству страны нужно показать заботу о малом и среднем бизнесе с которым россияне сталкиваются ежедневно: кафе, рестораны, магазины и т.д. Эти сегменты реально пострадали от коронавируса, но кроме того, собственники и работники таких предприятий активно рассказывают о своих проблемах. И если не оказать им экономическую помощь, то появится большое пространство для критики властей. Именно фактор социального одобрения экономических мер имеет большое значение. И именно поэтому нефтегазовая отрасль фактически не получила никаких льгот.

Во-первых, население выступало бы резко против подобных мер, так как в обществе широко распространен стереотип о "богатых нефтяниках". Элемент социальной справедливости мы видели в повышении налога на дивиденды, выводящиеся в офшорную юрисдикцию.

Во-вторых, предоставление льгот для нефтегазовой отрасли требует больших затрат для бюджета, а в условиях низких цен на углеводороды государство готовится к кризисным временам. Минфин заявил, что Россия сможет компенсировать выпадающие доходы бюджета из ФНБ на протяжении 6 лет, если цена нефти будет оставаться на уровне $25 за баррель. Но если сократятся доходы бюджета из-за дополнительных льгот для нефтегазовой отрасли, что подразумевают меры поддержки, тогда запас прочности российской экономики снизится с точки зрения финансового ведомства.

Дополнительным аргументом против предоставления помощи нефтегазовым компаниям мог быть тот факт, что от низких цен на нефть и газ страдают все компании производители в мире. В соответствии с этой логикой российские компании из-за коронавируса не потеряют долю на рынке, так как все предприятия пострадают в равной степени. Хотя в реальности другие страны также оказывают меры экономической помощи своему бизнесу, которые могут распространиться на нефтегазовый комплекс.

Прежде всего речь может идти о США, так как именно сланцевые проекты могут довольно быстро уйти с рынка. Не исключено, что через несколько месяцев государство может вернуться к вопросу предоставления экономической помощи нефтегазовому комплексу. Для этого должно быть понятно насколько сократился спрос в Европе, как восстанавливается спрос в Китае, а также какие цены на нефть будут во втором полугодии при учете темпов сокращения добычи в США и Канаде.

Если будет утверждена помощь нефтегазовому сектору, то информация о ней пройдет в менее публичном формате, чем обращение президента к гражданам.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики