Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Академик Черский» стал главным козырем РФ в борьбе за «Северный поток-2»

«Академик Черский» стал главным козырем РФ в борьбе за «Северный поток-2»

Трубоукладчик «Академик Черский» остается главным вариантом достройки «Северного потока-2», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Академика Черского» купили для «Северного потока-2»

СМИ продолжают следить за маршрутом «Академика Черского» – судна, которое компания «Газпром» приобрела для строительства трубопроводов на Дальнем Востоке и которое после демарша швейцарской компании Allseas должно достроить «Северный поток-2».

Данные свидетельствуют, что трубоукладчик преодолел Мыс доброй надежды и вошел в Атлантический океан.

Теперь судно в течение нескольких недель достигнет зоны, где было остановлено строительство «Северного потока-2». Там осталось достроить порядка 150 километров двух магистральных труб данного проекта.

«Что касается «Академика Черского», то еще несколько лет назад, когда это судно было куплено у китайцев, планировались, что оно может быть использовано для строительства магистральных газопроводов», - заключает Митрахович.

В качестве обоснования покупки этого судна было обозначено получение возможности самостоятельного прокладывания Россией газопроводов в том случае, если возникнут проблемы с иностранными контрагентами. Именно это и случилось после того, как США ввели свои санкции.

«При покупке этого судна обсуждался вопрос, как действовать в случае, если американцы введут санкции как против «Газпрома», так и против иностранных компаний, которые с ним сотрудничают», - резюмирует Митрахович.

Поэтому в этом случае мы видим, как реализовался худший вариант, на случай которого и был куплен «Академик Черский».

«Северный поток-2» будет достроен

«Единственной проблемой является то обстоятельство, что «Газпром» не перевел «Академика Черского» в Балтийское море, из-за чего и возникло это турне с Дальнего Востока через Индийский океан в Атлантику. Есть еще вопросы по комплектации «Академика Черского». Вероятно, судно нуждается в специальном оборудовании», - констатирует Митрахович.

Как отмечает эксперт, «Газпром» ничего не говорит по поводу комплектации «Академика Черского», но очевидно, что корабль должен быть подготовлен для того, чтобы начать достройку «Северного потока-2».

Подобная модернизация могла произойти как в Находке, где судно стояло длительное время, так и в любом другом порту мира, включая Калининград и Санкт-Петербург, которые расположены на Балтике.

«Подозреваю, что в этих точках на «Академик Черский» было или будет установлено дополнительное оборудование, поэтому, когда судно придет в нужное место, оно сможет достроить «Северный поток-2», - заключает Митрахович.

По словам Станислава Павловича, альтернативные «Академику Черскому» варианты значительно сложнее. Например, достроить проект с помощью «Фортуны» технически сложно. Отметим, что про эту баржу постоянно вспоминают из-за того, что она участвовала в строительстве первого «Северного потока-2», но существуют ограничения Дании, которые не позволяют использовать данный корабль в ее водах.

«Северный поток-2» необходим Евросоюзу

«Не нужно разводить панику и называть разные даты запуска этого проекта. Я лично считаю, что для проекта, который рассчитан на десятилетия работы, конкретное время запуска не так важно. Президент РФ Владимир Путин заявил, что этот проект будет запущен либо в конце 2020 года, либо в первом квартале 2021 года. Первый квартал 2021 года заканчивается 31 марта – вот на эту дату и надо ориентироваться, поскольку в подобном вопросе лишняя пара месяцев не имеет значения», - резюмирует Митрахович.

Что касается ситуации с коронавирусом, то некоторые аналитики полагают, что пандемия пройдет и все будет как раньше, а некоторые, наоборот, считают, что все это может повлиять на глобализацию мировой экономики и заставить регионы мира, как говорит Митрахович, кластеризироваться на самостоятельные рынки сбыта товаров и услуг.

«Поэтому я не исключаю, что для Евросоюза, который зависит от стран своего кластера, т.е. от расположенных по соседству – в частности, от России, лучше будет закрыть все проблемные внешнеполитические вопросы. Если брать Россию, то это означает уход от санкционного компонента в наших двусторонних отношениях, чему могут помочь совместные проекты», - констатирует Митрахович.

«Северный поток-2» здесь является ярким примером, поскольку в этот проект вложены деньги как российских, так и европейских инвесторов, причем многие страны Евросоюза жизненно в нем заинтересованы.

«Если брать важный здесь вопрос потребления газа в Евросоюзе, то он имеется даже сегодня, в условиях пандемии коронавируса, а после того, как все это прекратится, потребность в газе только возрастет. Газ в настоящее время дешевый – это плохо для поставщиков, но для потребителей – это замечательно, из-за чего они получают возможность продолжать уход от угля», - заключаетМитрахович.

Митрахович отмечает, что газ используется для электрогенерации, для химической промышленности, для производства химических удобрений, цемента, а также огромного числа всевозможных продуктов.

«Газ является важнейшим сырьем для многих продуктов, причем если брать химию, то здесь необходим трубопроводный газ, поскольку СПГ не подходит для такого использования», - заключает Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики