Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша пытается превратить суд Стокгольма в "козырь" на газовых переговорах с Россией

Польша пытается превратить суд Стокгольма в "козырь" на газовых переговорах с Россией

Громкие заявления польской PGNiG о выигрыше у "Газпрома" арбитража на $1,5 млрд – подготовка к скорым переговорам по транзитному контракту. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Польская газовая компания PGNiG заявила, что выиграла в международном суде у "Газпрома". По словам представителей компании, Стокгольмский арбитраж утвердил новую формулу расчета цены на российский газ, согласно которой оператор РФ обязан вернуть Варшаве около $1,5 млрд. "Арбитражный суд рассмотрел доводы PGNiG и подтвердил, что цена на газ по Ямальскому контракту была нерыночной и завышенной", - заявили в польской компании.

Теперь польская компания будет платить "Газпрому" за топливо по новой формуле расчета цены, "которая напрямую связана с ценами на газ на западноевропейском рынке". Решение суда коснется поставок с 1 ноября 2014 года, то есть с того дня, когда PGNiG подала заявку на пересмотр контрактной цены, говорится в сообщении Варшавы. В "Газпроме" заявили, что решение суда получили и изучают, потому пока не комментируют.

"Мы видели, что Стокгольмский арбитраж уже вынес явно ангажированное решение не в пользу "Газпрома" в его споре с Украиной, - отмечает эксперт. – Однако европейская Фемида не показывает, что готова работать только по антироссийским установкам – в 2019 году в споре по газу РФ с Литвой прибалтийская сторона не получила ничего. Сейчас по иску поляков мы вновь видим неоднозначный вердикт.

И не исключено, что Россия опротестует это решение, так как оно очень похоже на политическое. Варшава явно пытается усилить свои позиции перед переговорами с Россией о новом контракте на транзит газа в Европу по территории Польши. Текущий контракт кончится в середине года, и у "Газпрома" очень хорошие позиции для переговоров по новым условиям.

Ведь российская компания уже заключила пятилетний контракт на транзит газа через Украину. Кроме того, зима была теплой, и в подземных хранилищах ЕС остался большой запас российского газа. Из-за эпидемии коронавируса сильно сократилось и потребление голубого топлива в Европе, то есть Россия в принципе может довольно долго не задействовать транзит через Польшу по газопроводу "Ямал-Европа". И этим давить на Варшаву в предстоящих переговорах.

При этом нужно понимать, что Польша традиционно получает немного за транзит газа по своей территории – когда строился газопровод, поляки не дали на него ни доллара, и всю инфраструктуру финансировал "Газпром". Варшава хочет получать больше, потому копит аргументы для спора – такие, как крайне спорное решение суда в Стокгольме".

Европа диктует Польше покупать российский газ

В 2012 году PGNiG и "Газпром" договорились о снижении цены на долгосрочные поставки газа на 15%, что позволило польской компании сохранить около $940 млн в год. Но через четыре года польская компания подала иск в суд к российской компании и "Газпром экспорту", вновь потребовав снизить стоимость газа, и Стокгольмский арбитраж требования Варшавы поддержал. Хотя при подписании контракта формула цены Варшаву вполне устраивала.

Так называемый "Ямальский контракт" подписан в 1996 году и заканчивается в 2022-м. Он предусматривает поставки до десяти миллиардов кубометров топлива в год. Осенью прошлого года Польша объявила о желании отказаться продлевать контракт с "Газпромом" после его завершения. Как объяснил глава PGNiG Петр Вожняк, заменить его Варшава намерена поставками из Норвегии и сжиженным природным газом. В "Газпроме" подтвердили, что получили от польского концерна PGNiG такое уведомление.

"В предстоящих переговорах о транзите Польша будет указывать: все будущие газовые споры Россия в Европе будет неизменно проигрывать, а значит, Москве стоит согласиться на условия Варшавы, чтобы получить хоть какие-то выгоды. Утверждение изначально спорное, но этот "козырь" поляки попытаются задействовать. Хотя Россия наверняка решение Стокгольма постарается опротестовать и опровергнуть. И заявит: пусть транзит через Польшу регулируется законами ЕС – не факт, что Варшаве это выгодно.

А заявления PGNiG о прекращении покупок газа у России с 2022 года выглядят еще более призрачными. Мощностей для приема сжиженного природного газа у Польши недостаточно – терминал способен принять лишь 5 млн тонн газа в год, тогда как Польша потребляет порядка 12 млн тонн. Заявлено, что Варшава намерена повышать мощность СПГ-терминала, и есть два года на то, чтобы понять, как она намерена выстраивать свою энергетическую стратегию.

При этом на Польшу давит Евросоюз, заставляя сокращать долю угля в общей структуре энергетики – она замещается газом. При таком сценарии Варшаве не хватит мощностей даже с учетом повышения мощностей СПГ-терминала вдвое – недостающие объемы придется покупать по трубопроводу у России. Получается, Европа сама подталкивает Польшу к покупкам у РФ. И заявления, что Варшава способна отказаться от топлива из России – не более чем блеф", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 31.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики