Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЛУКОЙЛ обменял иранские месторождения на политическую стабильность

ЛУКОЙЛ обменял иранские месторождения на политическую стабильность

Нефтяная компания ЛУКОЙЛ приняла решение о выходе из проекта в Иране из-за возможных санкций со стороны правительства США. При этом компания вынуждена была списать $63 млн, ранее вложенных в разработку этого месторождения. Эксперты между тем считают, что санкций можно было избежать а решение продиктовано политическими соображениями.

Компания ЛУКОЙЛ признала убыток от обесценения инвестиций в Иране в сумме $63 млн «в связи с невозможностью осуществления дальнейших работ на месторождении из-за наличия экономических санкций со стороны правительства США», говорится в отчете, опубликованном на сайте компании. Речь идет о проекте Анаран в Иране, в котором ЛУКОЙЛ (25%).участвовала совместно с норвежкой Statoil (75%). По данным Statoil, на блоке Анаран к 2010 году могло добываться до 100 тыс. баррелей в сутки.

Блок Анаран

Запасы блока Анаран оцениваются в 2 млрд баррелей. Он состоит из четырех нефтяных структур: Азар, Шангуле-Уэст, Дехлоран и Мусиан. Геологоразведкой Анарана занимался ЛУКОЙЛ. В начале 2003 года компания подписала с норвежской Norsk Hydro (она работала на месторождении с 2000 года, впоследствии вошла в Statoil) соглашение о совместных инвестициях в проект, где ЛУКОЙЛ получил 25%. Общий бюджет проекта оценивался в $137 млн.

Как рассказали GZT.RU в компании ЛУКОЙЛ, в результате разведочного бурения было открыто месторождение, запасы которого признали коммерческими. Но для дальнейшей разработки потребовались новые инвестиции, что автоматически подводило компанию под санкции США. «Учитывая, что у компании ЛУКОЙЛ есть собственный бизнес на территории США, было принято решение о выходе из этого проекта», – подчеркнул представитель компании. Однако ЛУКОЙЛ сохранил права на проект Анаран и в случае отмены санкций компания готова вернуться в Иран.

Ранее компания Statoil объявила о том, что не планирует осуществлять новые инвестиции в Иран в связи с введением санкций со стороны США. Напомним, что санкции обязывают федеральные и местные власти США отказаться от экономических отношений с иностранными компаниями, которые инвестируют в энергосектор Ирана более $20 млн.

Санкции США

Впервые США стали бойкотировать иранскую нефть и нефтепродукты в 50-х годах прошлого столетия. Очередные санкции палата представителей США одобрила в 2005 году, когда правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана на территории Ирана, свёрнутую Хатами. В ответ на это администрация Буша ввела целый ряд новых санкций.

Сопоставимые убытки

Согласно отчетности ЛУКОЙЛа, общий объем убытков от «выбытия и снижения стоимости активов» составляет $381 млн, из них $63 млн – убыток от обесценения инвестиций в Иране. Для сравнения, по итогам 2009 года чистая прибыль компании по US GAAP без учета единовременных списаний составила $7,352 млрд.

«Это чисто бухгалтерское списание, которое, конечно, повредит чистой прибыли, но по своей сути никакой нагрузки не несет – компания переоценила свои активы. Для компании уровня ЛУКОЙЛ убытки ниже миллиарда – это вполне приемлемый показатель», – считает аналитик ИФК "Метрополь" Алексей Кокин.

Нет такой страны

Вместе с тем, Кокин отмечает, что с точки зрения нефтяного мира такой страны как Иран не существует. «Нефтяные запасы там огромны, но делать проекты невозможно из-за санкций США. Возможно, в ЛУКОЙЛе предполагали, что санкции не сегодня-завтра снимут, и надо заранее застолбить себе место. Но пока противостоянию конца не видно», – подытожил Алексей Кокин.

«В Иране, как, впрочем, и в Ираке есть одна общая проблема – это позиция местных властей, которые понимают, что себестоимость добычи будет крайне низкой», – поясняет генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, это приводит к тому, что закладывается очень высокая маржа (на восстановление, на личный интерес, и так далее). «ЛУКОЙЛ вышел из проекта, главным образом, по политическим причинам. С точки зрения потенциальной себестоимости добычи, ее рентабельности все было бы нормально», – подчеркнул Симонов.

Кроме Ирана, ЛУКОЙЛ работает со Statoil и в Ираке. Так, в декабре 2009 года компании выиграли тендер на право освоения крупнейшего месторождения «Западная Курна-2», извлекаемые запасы которого оцениваются примерно в 12,9 млрд баррелей нефти.

 «Последние несколько лет ЛУКОЙЛ, как впрочем и многие другие российские компании, активно инвестирует в зарубежные проекты», – напоминает Константин Симонов. По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что концерн опасается долгосрочных вложений на российской территории. «Видимо, компания не чувствует себя комфортно в политическом плане и все время боится, что кто-то «проникнет, влезет и так далее», – не исключает Симонов.

Автор: Наталья Говорова

Источник: Gzt.ru, 24.03.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики