Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения оказалась в газовом тупике

Армения оказалась в газовом тупике

Армения, запрашивая у «Газпрома» новые переговоры по цене на газ в пору обвала рынков углеводородов, рискует получить схему ценообразования, невыгодную для себя в долгосрочной перспективе – однако у Еревана нет другого выбора, так как на горизонте пяти лет цены для республики могут взлететь в разы. В таких условиях Армении приходится надеяться лишь на благосклонность России, за счет которой команда премьер-министра Никола Пашиняна хочет попытаться решить хотя бы ближайшие задачи.

Напомним, что заместитель Пашиняна Мгер Григорян написал письмо главе «Газпрома» Алексею Миллеру с предложением возобновить переговоры по цене на газ, которая сейчас для Армении, покупающей российский газ на границе с Грузией, составляет $165 за 1 тыс кубометров.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, для Армении сейчас наступил идеальный момент для требований скидок из-за падения мировых цен на газ, однако стоит ожидать, что «Газпром» предложит Еревану новую схему ценообразования вместо простого снижения цены.

«Момент идеальный, потому что на мировых рынках цены на газ значительно ниже, чем эти $165 за 1 тыс кубометров, причем не только на спотовом рынке, но и по контрактам на газ с привязкой к нефтяным котировкам. Стоит ожидать от Армении апелляции к тому, что на внешних рынках цены ниже, чем та, по которая Россия продает газ своему союзнику. Однако в таком случае «Газпром» может выдвинуть встречное предложение – полноценная привязка цены на российский газ для Армении к ценам на европейском спотовом рынке. Если уж Армения хочет цены, какие сейчас сложились в Европе, то тогда пусть они и образуются как в Европе», - пояснил экономист.

«Стандартный долгосрочный контракт с привязкой к тому или иному европейскому хабу будет означать для Армении, что сейчас она будет покупать газ по $100 за 1 тыс кубометров и даже меньше, ведь цены на спотовых рынках Северо-Западной Европы падают. Но затем-то спотовые рынки восстановятся, и тогда плавающая цена на газ для Армении легко может вырасти выше $165 за 1 тыс кубометров. «Газпрому» это более выгодно, чем вести переговоры об очередной скидке, поскольку индивидуальные фиксированные цены, которые давались участникам ЕАЭС, для компании были довольно тягостными. Единые контракты для всех клиентов, без политической подоплеки для бизнеса намного удобнее», - обратил внимание Игорь Юшков.

«В настоящее время на газовом рынке Европы сложился «идеальный шторм» - и теплые зимы два года подряд, и много газа в подземных хранилищах из-за опасений прекращения украинского транзита, и рекорд по вводу новых мощностей СПГ, а поверх всего этого пандемия коронавируса, сократившая потребление газа. Поэтому весь 2020 год для Армении было бы очень выгодно покупать у «Газпрома» газ по европейским ценам, но потом такие условия контракта превратятся для нее в дополнительный риск. И непонятно, что она будет делать, когда цены вырастут? Просить вернуть фиксированную цену? Конечно, Еревану в идеале хотелось бы снизить сейчас цену до европейского уровня и на нем зафиксировать, но «Газпром», скорее всего, предложит или вводить плавающую формулу, или оставаться весь год со $165 за $1 тыс кубометров», - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Эксперт по энергетическим и инфраструктурным вопросам Ваге Давтян, в свою очередь, подчеркнул, что плавающие цены в любом случае ждут Армению через 5 лет по условиям евразийской интеграции, поэтому правительство Пашиняна может и согласиться на привязку к спотовым рынкам уже в 2020 году, чтобы получить от этого хотя бы краткосрочную выгоду.

«Традиционно на протяжении последних 15-20 лет Армения покупала у России газ по цене ниже рыночной, вплоть до 2018 года, когда средняя цена на российский газ составляла $200-220 за 1 тыс кубометров, а в Армении, соответственно, $150. Теперь же ситуация кардинально изменилась, и применение цен европейских спотовых рынков для Армении выгодно в ближайшие месяцы, так как позволит стабилизировать внутреннюю экономическую ситуацию и, что самое главное, пересмотреть внутренние тарифы. С августа, согласно новому пакету тарифного регулирования, тарифы начнут расти, что будет весьма неудобно для экономики и общества Армении, поэтому привязка к спотовым ценам смягчит тарифную политику», - сообщил он.

«В будущем предполагается формирование так называемой газовой биржи ЕАЭС, на которой все члены Евразийского союза, в том числе Армения, должны будут приобретать природный газ в необходимых объемах по цене, привязанной к общемировой экономической ситуации. В рамках этой модели и общего рынка природного газа ЕЭАС долгосрочных фиксированных цен не будет, они будут меняться в ежедневном режиме в зависимости от экономической конъюнктуры. И это в любом случае ожидает Армению, независимо от тех краткосрочных решений, которые будут приняты на переговорах с «Газпромом». К 2025 году Армения должна будет адаптироваться к новым реалиям, когда цены на газ будут выше нынешних $165 за 1 тыс кубометров», - резюмировал Ваге Давтян.

Сможет ли «революционное» правительство Никола Пашиняна, не показавшее существенных экономических успехов в предыдущие два относительно спокойных года, удержать на плаву экономику Армении в нынешних тяжелейших условиях спада производства из-за пандемии коронавируса и адаптировать ее к европейским условиям ценообразования газового экспорта, покажет время. Пока что «Газпром» на запрос Мгера Григоряна не ответил.

Источник: Вестник Кавказа, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики