Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть за 4 доллара станет пирровой победой для Белоруссии

Российская нефть за 4 доллара станет пирровой победой для Белоруссии

Требование Белоруссии к России по предоставлению нефти за 4 доллара за баррель отражает ситуацию на мировом рынке, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Цены в 4 доллара за баррель невозможны

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Белоруссия не сможет закупить у России 2 млн тонн нефти по цене в 4 доллара за баррель в том случае, если не будет такого коммерческого предложения.

Таким образом Дмитрий Сергеевич прокомментировал вчерашнее заявление премьера Белоруссии Сергея Румаса по нефтяным надеждам Минска, заметив, что цены будут определяться на двусторонних переговорах.

«Цена в 4 доллара за баррель появилась из-за того, что Румас взял котировки, которые были вчера на российскую марку нефти Urals. Вчера такая марка стоила 13 долларов за баррель, причем в моменте ее цена падала до 10 долларов за баррель. Румас отнял от этого российскую экспортную пошлину и получил 4 доллара за баррель», - констатирует Юшков.

Очевидно, что Белоруссия продолжает нефтяной спор с Россией, который шел между нашими странами до пандемии коронавируса и падения цен на нефть после развала ОПЕК+. Интересно, что в Минске сразу забыли про идеи закупать сырье в США, Азербайджане и в других странах. Теперь белорусы пытаются получить выгоду такими спекуляциями.

В Минске подают такие цены на сырье как выгоду для Белоруссии, но если вспомнить белорусский нефтяной бизнес, то максимальные доходы он приносил за счет реэкспорта российской нефти и переработанных нефтепродуктов. Из-за этого белорусам важна российская скидка по экспортной пошлине и высокие цены на нефть для максимизации прибыли.

«Апрель будет самым тяжелым месяцем для российских нефтяников, поскольку экспортная пошлина в России рассчитывается из цен с середины февраля по середину марта, когда средняя цена нефти составляла 47 долларов за баррель, а экспортная пошлина - 52 доллара за тонну или 7 долларов за баррель. Румас вычел эту сумму из вчерашних 10-13 долларов и моментально объявил о новых планах Минска», - резюмирует Юшков.

Естественно, белорусская арифметика не вызвала понимания России, поэтому Песков заметил, что нефтяные цены будут определяться коммерческими предложениями, а не односторонними пожеланиями коллег.

«Если будет подписано новое соглашение по поставкам нефти в Белоруссию, то цена будет меняться вслед за изменениями на рынке. Впрочем, пока мы не видим коммерческих контрактов, поэтому все эти ценовые заявления являются информационными вбросами», - заключает Юшков.

Выгоду получит только внутренний рынок Белоруссии

Юшков полагает, что для Белоруссии создалась отличная возможность заключения нового нефтяного контракта с Россией, причем как с премией, так и без нее, поскольку последняя составляет всего 20 центов на баррель.

«Белорусам нужно запастись нефтью не только на апрель, но и на будущие периоды, поскольку уже в мае цены ждут изменения. Та же экспортная пошлина будет подсчитана не из расчета в 47 долларов за баррель, а 20-25 долларов. Соответственно, белорусский демпинг будет меньше, а ведь возможен и рост цен на нефть», - констатирует Юшков.

Из-за этого в мае цена на нефть для Белоруссии будет такой же, как и для всего мирового рынка, поэтому Минск пытается воспользоваться шансом для того, чтобы запастись дешевым сырьем. Второй такой возможности у белорусов не будет, с чем и связаны все их заявления по данной теме.

«Белорусы уперлись в вопрос премий и требуют себе очередную скидку, из-за чего рискуют не получить российской нефти по низким ценам. Посмотрим, что будет происходить дальше, поскольку есть сведения, что «Белнефтехим» хочет сегодня-завтра подписать контракт с российскими компаниями, но пока его не существует», - резюмирует Юшков.

Что касается конечной выгоды для Белоруссии, то низкие цены на нефть для внутреннего рынка данной страны – это хорошо. По словам Игоря Валерьевича, белорусы потребляют 6 млн тонн нефти из 24 млн тонн закупаемых в России, поэтому внешнеторговые доходы Минска в любом случае просядут.

Очевидно, что этот недостаток не может быть компенсирован низкими ценами на нефть для внутреннего белорусского потребителя. Главное для Белоруссии – это валютные доходы, а они в современной ситуации упадут.

«Кроме того, нефть еще покупают на мировом рынке, чтобы убрать ее про запас в хранилища, а вот насчет нефтепродуктов серьезного спроса в Европе сегодня просто нет. Играет здесь роль и то обстоятельство, что запасаться топливом гораздо сложнее, чем сырой нефтью», - заключает Юшков.

Поэтому разговоры о 4 долларах за баррель нефти, может быть, и являются выгодной для Минска темой с точки зрения политики, но в Белоруссии точно бы не отказались от возвращения ситуации к тому, что было в 2019 году.

«Сегодня можно поставить вопрос, а нужны ли кому-то в Европе белорусские нефтепродукты. Они на европейском рынке крайне дешевы, поэтому возникают сомнения в рентабельности белорусского производства. Это тоже не добавляет желания российским компаниям продавать нефть белорусам, поскольку их бензин – прямой конкурент», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики