Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трое в лодке. Смогут ли США убедить Россию и Саудовскую Аравию сократить добычу нефти

Трое в лодке. Смогут ли США убедить Россию и Саудовскую Аравию сократить добычу нефти

Потребление нефти может упасть на 20-30% в ближайшие месяцы из-за пандемии коронавируса

Инициатива президента США Дональда Трампа искать решение для стабилизации рынка нефти совместно с Россией и Саудовской Аравией не обречена на провал, говорят опрошенные ТАСС эксперты. Все стороны страдают от обесценивания нефти. Добиться реального сокращения добычи на равных условиях им будет сложно, но садиться за стол переговоров, чтобы дать рынку позитивный сигнал, нужно уже сейчас.

Повод для перемирия

Потребление нефти глобально может упасть на 20-30% в ближайшие месяцы из-за пандемии коронавируса. Карантинные меры, принимаемые во всем мире для борьбы с распространением инфекции, почти полностью остановили авиасообщение, снизили транспортную мобильность. Цена нефти Brent побила 20-летний рекорд, опустившись в отдельные моменты до $22 за баррель. Развал сделки ОПЕК+, в рамках которой Россия и Саудовская Аравия сокращали добычу на протяжении трех с лишним лет, только ускорил развитие катастрофических событий на рынке нефти.

Примирить бывших союзников неожиданно попытался Трамп, который заявил, что низкие цены на нефть губительны для такой важной для страны отрасли, как добыча сланцевой нефти. Переговорив по телефону с президентом России Владимиром Путиным и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, американский лидер пообещал найти выход из ситуации совместными усилиями трех нефтяных держав.

Но если российско-американские консультации уже продолжились на министерском уровне, то со стороны Эр-Рияда ответной реакции на предложение Вашингтона пока не последовало. По информации Bloomberg, королевство выступает против каких-либо согласованных действий на рынке нефти в сложившихся обстоятельствах.

Трехсторонние переговоры

Успех возможных трехсторонних переговоров во многом будет зависеть от того, какую функцию в них готовы взять на себя Соединенные Штаты, говорят беседовавшие с ТАСС аналитики. "Если они просто намерены выполнять роль посредника, да еще и потряхивая санкционной дубинкой - это одно. Совсем другое дело, если они собираются быть полноценным участником переговоров и им придется взять на себя обязательства по регулированию добычи", - рассуждает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

Однако представить, что США могут обязать частные нефтедобывающие предприятия ограничивать добычу, почти невозможно, соглашаются эксперты. Структурно рынки во всех трех странах очень разные, объясняет аналитик "Финама" Алексей Калачев. Если в Саудовской Аравии фактический контроль над единственной добывающей компанией принадлежит королевской семье и любое решение будет тут же реализовано, то в России с нефтяными компаниями, даже с теми, где есть государственный контроль, надо договариваться, напоминает он. "А в США все еще сложнее: там тысячи мелких компаний, которыми невозможно управлять, никакие договоренности на них не распространяются. Другой вопрос, что в условиях низких цен они сами могут начать сокращать", - заключает он.

Теоретически власти Штатов могут регулировать добычу системой налогов и льгот, допускает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но любые навязанные ограничительные меры в США могут вызвать только недовольство сектора и, как следствие, волну исков к федеральным властям, полагает Белова.

Сокращать добычу без участия Саудовской Аравии не имеет смысла, единодушны эксперты. "Обладая свободными мощностями в объеме 2-3 млн баррелей в сутки, Saudi Aramco может свести на нет все усилия других стран по ребалансировке рынка", - говорит директор отдела корпораций международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. "Договариваться нужно только втроем. На таком обвалившемся спросе преимущества только у производителей с самой низкой себестоимостью, а это весь Персидский залив. Они свой рынок и так получат, а мы и США будем вынуждены сокращать", - добавляет Калачев.

Саудиты в конечном счете будут вынуждены согласиться, убежден глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансен. Во-первых, продавать заявленные 12,3 млн баррелей в сутки на рынке, фактически утопающем в нефти, практически невозможно. "В результате ты будешь вынужден продавать меньше и по самой низкой цене", - поясняет он. Во-вторых, из-за коронавируса Саудовская Аравия может недополучить доходы от паломничества мусульман в Мекку и Медину, что ежегодно приносило ей до $12 млрд в год или 7% ВВП.

Сбалансировать рынок

Чтобы сбалансировать рынок во втором квартале и избежать переполнения товарных хранилищ, добыча должна упасть как минимум на 5-10 млн баррелей в сутки. Это может произойти за счет добровольных договоренностей, либо добыча вынужденно упадет на наиболее дорогих месторождениях, считает Маринченко из Fitch. С ним соглашается Хансен, который говорит, что без изменения ситуации мировые хранилища нефти переполнятся в течение ближайших трех месяцев, а цена нефти на таких ожиданиях может упасть и до $10-15 за баррель.

Если добровольное сокращение добычи в рамках потенциального тройственного союза сложно реализуемо, то стороны могли бы заключить некую формальную сделку, рассуждает Калачев. "Рамочное соглашение, некое распределение квот, пропорциональное снижение добычи. Саудиты могут в приказном порядке сократить, мы - в договорном, а в США это будет естественное сокращение, компании могут договориться о пропорциональном снижении внутри страны", - считает он.

Впрочем, если спрос на нефть упадет на 20-30 млн баррелей в сутки, то сокращать добычу в таких условиях нет никакого смысла, убеждена директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК Vygon Consulting Дарья Козлова. "Убрать в одночасье такой объем предложения технически практически невозможно без ограничения экспорта. Консолидированное решение о конкретном объеме сокращения нужно принимать, когда закончится общий карантин и будет понятно влияние коронавируса на развитие мировой экономики", - полагает она. В то же время, Козлова соглашается, что садиться за стол переговоров необходимо уже сейчас. "Рынку нужны словесные интервенции и демонстрация намерений по стабилизации ситуации. Ведь когда-нибудь острая фаза пандемии закончится", - заключает эксперт.

Источник: ТАСС, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики