Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гоп-стоп-газ: саудиты подошли из-за угла

Гоп-стоп-газ: саудиты подошли из-за угла

А "Газпрому" пора вспомнить про российское население

Саудовская Аравия начала второй раунд экономической войны с Россией – за нефтяным демпингом пошёл газовый. По мнению экспертов, в этой ситуации "Газпрому" следовало бы вспомнить, что россияне – не "сырьевой придаток мировых потребителей газа", а такой же источник прибыли, и пора улучшить положение внутренних потребителей. 

Всё началось с того, что после отказа России от продления сделки ОПЕК+ Саудовская Аравия начала демпинговать и вытеснять нашу страну с традиционных рынков сбыта нефти. Она, в отличие от РФ, активно наращивает добычу и ведет переговоры с крупными европейскими покупателями российской марки "Urals", предлагая им нефть по меньшей стоимости.

Проблемы начались и на восточном направлении сбыта. Государственная нефтехимическая компания Китая "Sinochem" решила отказаться от закупок у "Роснефти" в связи с санкциями США. "Sinochem" планировала купить нефть для своего нефтеперерабатывающего завода в Гуаньчжоу на юго-востоке страны. Однако в материалах тендера отдельным пунктом прописала, что поставщиком не может быть "Роснефть" или ее "дочки". То есть у России выбивают нефтяной костыль. Проблемы усугубляются распространением коронавируса и падением мировой эконмоики. И накануне были зафиксированы уже отрицательные цены на нашу марку "Urals".

Теперь саудиты решили пойти дальше и открыть газовый фронт. Вторым актом экономической войны стало решение о рекордном снижении контрактной цены на сжиженные нефтяные газы. На пропан в апреле стоимость снизится на 46,5 % (до $ 230/т), а на бутан – на 50 % (до $ 240/т).

На этом фоне "Газпрому" стало невыгодно продавать газ на зарубежных рынках из-за очень мягкой зимы, снижения спроса и рекордной заполненности хранилищ. Как пишет "Интерфакс", Смоленской и Ленинградской областях газ продаётся за $59 за тыс. "кубов". Если прибавить пошлину в 30%, то в Европе он должен стоить $85, но спотовые цены на газ в регионе составляют около 80. В эти расчеты не включена стоимость транспортировки. Для самого дешевого варианта — по газопроводу "Северный поток" — она составляет $22 доллара за тыс. "кубов", при поставках через Украину и Белоруссию цена еще выше. То есть продажа газа в России стала приносить "Газпрому" больший доход, чем за рубеж.

Комментируя сложившуюся ситуацию и действия саудитов в "ресурсной" войне, топ-менеджер нефтесервисной компании, профессор РГУ имени Губкина Валерий Бессель в разговоре с Накануне.RU заявил, что пока не так всё страшно, как представляется на первый взгляд, потому что "Саудовская Аравия – не игрок на внешнем газовом рынке, страна добывает ровно столько газа, сколько потребляет".

"Речь идёт о заявлениях наследного принца, которые на мировой рынок не повлияют. Саудовская Аравия экспортёром газа не является. Что касается "Газпрома", произошло снижение цен на европейском рынке – тёплая зима, коронавирус. Это временный фактор, не тренд. Энергопотребление в мире растёт", – сказал Бессель.

Ради прибыли "Газпром" увеличит поставки на внутренний рынок, хотя цена в России ниже европейской.

"Этот год надо просто пережить, ситуация выровняется. Потребности в энергии растут, Европе будет требоваться больше газа, потому что "голубое топливо" – самое экологически чистое, а Старый Свет зациклен на борьбе за экологию. Такая же ситуация и с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Китай будет больше покупать наш газ, вырастут поставки сжиженного природного газа, будет построена вторая ветка "Силы Сибири"", – сказал Бессель.

Но есть ещё одна проблема – перекос в сбыте наших СПГ и сетевого газа. Недавно президент Российского газового общества Павел Завальный заявлял, что объём поставок сетевого газа в Европу в 2019 г. стал меньше, тогда как СПГ – больше. "Поставка сжиженного природного газа (СПГ) в страны, где есть сетевой газ, – ущерб для бюджета России", – говорил он.

По словам Завального, изначально был план поставлять на рынок в Европу не более 20% СПГ, причём идти он должен был только туда, где нет сетевого газа, – в Испанию, Португалию, Англию. Фактически, после он стал поступать в другие страны. 80% сжиженного природного газа поставлено в Европу, туда, где есть сетевой газ. "Конкуренция есть, ее причина – нехватка танкеров для экспорта СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Северного морского пути. Но это снижает выручку и "Газпрома", и государства", – сказал Завальный.

Валерий Бассель не видит утраты перспектив у проектов "НОВАТЭКа" по сжиженному природному газу, он напоминает, что они ориентированы на Азиатско-Тихоокеанский регион, а там спрос будет.

"Китай активно строит СПГ-терминалы, которых в Европе мало. Экономически активная часть населения Поднебесной живёт на юго-восточном побережье, куда выгоднее не тянуть трубопроводы, а привозить СПГ. На АТР мы не были поставщиками газа номер один, однако после появления трубы мы становимся №3 после Катара и Австралии. Лет через пять-семь можем стать первыми за счёт уникальных отношений с Китаем, который с удовольствием покупает наш газ", – сказал Бессель.

Что касается потерь для федерального бюджета, их придётся компенсировать из резервного фонда. В этом нет ничего плохого, так делают многие страны.

"Нам хватит "жирка", чтобы продержаться. А потом пройдёт коронавирус, изменится мировая экономика, зимы станут холодными. Потребление газа будет расти", – сказал Бессель.

И все же, для федерального и ямальского окружного бюджетов (Ямал добывает около 90% российского газа) нынешняя ситуация неприятная, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Чем меньше цены на мировом рынке, тем меньше налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина. В газовой отрасли она давала меньше, чем нефтяная: нефтегазовая отрасль – 40 % дохода бюджета, из них газ – только 15 %, 80% – нефть. Ситуация не столь критична, как падение нефтяных цен, но ощутима", – сказал он в разговоре с Накануне.RU.

"Газпром" меньше заплатит налога на прибыль, меньше будет перечислять дивидендов.

"Вопрос в том, что будет по итогам года. Период низких цен на газ будет дольше, чем на нефть. Нефтяная история связана с коронавирусом: вводятся карантины, страны меньше потребляют углеводородов – самолёты не летают, машины не ездят, в апреле превышение предложения над спросом ожидается на уровне 15-20 млн баррелей в сутки, к концу года цифра может составить 5 млн т. По мере того, как страны будут оправляться от коронавируса, они вернутся к прежнему потреблению нефти. На примере Китая мы видим это", – сказал Юшков.

Он уверен, что во втором полугодии цена на нефть будет восстанавливаться, однако с газом ситуация сложнее.

"Даже до коронавируса сложились обстоятельства, которые вызвали "идеальный шторм": второй год подряд была тёплая зима, "Газпром" и европейские компании закачивали газ в подземные хранилища, ожидая отмены транзита через Украину, который остался, в Азии были тёплая зима, на фоне коронавируса там снижено потребление сжиженного природного газа. Те, кто ориентировался на азиатские рынки, отправляют газ в Европу, то есть цена падает. Также сыграло роль то, что 2019-ый стал рекордным годом по введению мощностей по сжижению газа", – сказал эксперт.

До конца года Россия будет жить с низкой ценой на газ, важным фактором формирования которой станет зима 2020-21 гг. Но влияние Саудовской Аравии тут все-таки преувеличено.

"Важно, как будет чувствовать себя мировая экономика: Китай выздоровел от коронавируса, а Европа и Америка – нет. Когда Поднебесная возвращается к производству, встаёт вопрос о сбыте. Либо у людей нет денег, либо они – на карантине, и чем-то не пользуются. То есть из-за рассинхронизации выход из внешнего кризиса будет затяжным, и газовая область не станет исключением", – сказал Игорь Юшков.

Положительная сторона ситуации – в том, что, например, дешёвые нефть и газ выигрывают межтопливную конкуренцию у возобновляемых источников энергии.

"Более активно разные страны будут переходить на газ – низкая цена стимулирует потребление. Российский рынок становится премиальным: нефть и газ на нём продавать выгоднее, чем за рубежом. Компании могут начать более активно газифицировать страну. Даже там, где газ уже есть, можно заново провести "голубое топливо" – мощности газораспределительных узлов можно увеличить. Возможно, компании поймут, что российские потребители – не обуза, как нам говорят последние годы, а источник прибыли. Может, компаниям будет выгоднее газифицировать населённые пункты, а не конкурентному потребителю за крупные суммы проводить газ", – сказал Юшков.

Говорить о конкретной сумме ущерба для РФ от ситуации на газовом рынке рано – надо посмотреть, что будет по итогам года. При этом компании не будут отказываться от введения новых СПГ-мощностей. Вскоре запустят четвёртую очередь "Ямал СПГ". Пока она выйдет на проектную мощность, ситуация в экономике изменится. Остальные проекты будут вводиться, начиная с 2023 г., переизбыток к этому времени будет снижаться.

"В 2023-25 гг. место более-менее освободится. "НОВАТЭК" рассчитывает на то, что растущий спрос позволит удачно размещать объёмы в период введения "Арктик СПГ-2" и "Обского СПГ". Они примерно синхронно будут введены в середине 20-ых. Тем более, "Арктик СПГ-2" набрал себе акционеров. "Обский СПГ" – личный проект "НОВАТЭКа", иностранных акционеров там нет, технология "арктический каскад" – разработка самой компании. Резона отказываться нет", – заключил Игорь Юшков.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики