Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прикрутить по-партнерски: есть ли у США выбор не сокращать добычу нефти

Прикрутить по-партнерски: есть ли у США выбор не сокращать добычу нефти

Саудовская Аравия и Россия готовы сокращать добычу, но вместе с США. Об этом сообщают многочисленные источники Bloomberg. Говорил об этом и президент России. «По предварительным оценкам, думаю, что речь может идти о сокращении в объеме где-то 10 миллионов баррелей в сутки, чуть меньше, может, чуть больше. Конечно, это все должно происходить по-партнерски», — сказал Владимир Путин.

По данным ОПЕК, на мировой рынок ежесуточно поставлялось в феврале 99,8 млн баррелей. Доля России и картеля при этом не превышает 40%. Понятно поэтому, почему участники сделки ОПЕК+ стараются вовлечь в потенциальную сделку о сокращении добычи в 10 млн баррелей максимальное количество участников. И конечно, США, которые являются крупнейшим в мире производителем нефти. В начале года их доля составляла на мировом рынке более 12%. Американские компании добывали в феврале 12,7 млн баррелей в сутки. Более того, пример США служит образцом для других производителей. 

Поэтому неудивительно, что Москва и Эр-Рияд пытаются вовлечь США в сделку и сделать это во время саммита министров энергетики стран «Большой двадцатки», который планируют провести в эту пятницу, 10 апреля.

Если распределить сокращение мировой добычи в 10 млн баррелей в сутки по-партнерски, то на США выходит 1,2 млн баррелей. Не так уж много, но возможно ли это сделать сейчас в Соединенных Штатах, большой вопрос.

«США будет трудно принять участие в сделке по сокращению объема добычи нефти, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — В стране действует очень жесткое антимонопольное законодательство, которое прямо запрещает сговоры по вопросу регулирования объема производства как внутри страны, так и с другими государствами».

Не случайно во время переговоров о сокращениях на первый план вышла Железнодорожная комиссия Техаса (RRC). Штат является крупнейшим в стране нефтедобывающим регионом, а RRC регулирует работу компаний и может при желании влиять на сокращение производства.

По данным управления информации Минэнерго США (EIA), сегодня на Техас приходится 42% нефтедобычи в стране — 5,4 млн баррелей в сутки. А ближайший конкурирующий регион, Мексиканский залив, обеспечивает лишь 15% поставок.

Игорь Юшков, однако, замечает, что войти одним штатом в соглашение ОПЕК+ будет также сложно, так как производители из других штатов могут воспользоваться повышением цен и добывать больше нефти. Такая перспектива уже вызвала противодействие тех компаний, которые работают в техасском Пермском бассейне и входят в так называемую группу «Большая нефть». Речь идет о Marathon Oil, Chevron, Shell, Occidental Petroleum, Exxon Mobil и Devon Energy. На них приходится всего 12% нефтедобычи в Техасе, однако в прошлую пятницу именно они встретились с Дональдом Трампом, после чего тот поменял свое отношение к возможной сделке, а та же Железнодорожная комиссия Техаса неожиданно объявила о том, что она состоит из трех человек и будет обсуждать вопрос на встрече, которую планируют провести аж 14 апреля. Ранее активные переговоры с министром энергетики России и кронпринцем Саудовской Аравии вел уполномоченный Райян Ситтон. После изменения позиции президента и созыва встречи RRC он резко замолчал. 

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков отмечает, что теоретически у Вашингтона есть и другие инструменты, как воздействовать на добычу внутри страны и поучаствовать в общемировом сокращении добычи, однако в самих США и кроме крупных компаний есть немало более серьезных препятствий. «Власти США могли бы пойти на фискальные меры: например, сказать, что те компании, которые будут сокращать добычу, получат послабления по налогам, а те, что не станут снижать производство, наоборот, получат дополнительный налог. Но сделать на практике это также будет сложно. Подобные реформы должны быть оформлены на уровне законодательства, а никакие инициативы Трампа сейчас не пройдут через законодателей, так как в Сенате сильны позиции демократов. Выборный год вообще создает Трампу проблемы с участием в соглашении ОПЕК+, так как демократы обвинят его в том, что он помогает „русским и арабам“ за счет простых американцев. Ведь в случае успеха нового соглашения по ограничению добычи нефть подорожает, что приведет к росту цен на топливо на американском рынке. А это почувствуют все избиратели», — резюмировал Игорь Юшков.

В такой ситуации более простым вариантом для Вашингтона выглядит введение пошлин на нефть из Саудовской Аравии и России, если страны не договорятся между собой без участия США. О вероятности таких мер заявил Дональд Трамп. Однако такой путь хорош только в виде угрозы, если она сработает и весь мир договорится о снижении добычи без каких-либо обязательств со стороны США. По данным EIA, в январе Саудовская Аравия экспортировала в США 400 тыс. баррелей в сутки, а Россия — 600 тыс. баррелей. И совокупный 1 млн баррелей — не тот объем, который поможет США или серьезно навредит Саудовской Аравии или России.

Поэтому, похоже, у США выбор невелик: или брать на себя груз сокращения добычи наравне со всеми, или ждать последствий, которые никто не может предугадать.

«На прошлой неделе президент Трамп, говоря о принципах свободного рынка по корректировке рыночного дисбаланса, призвал Россию и Саудовскую Аравию достичь соглашения по ограничению поставок и угрожал тарифами, если этого не случится. Он также повысил оптимизм рынка, сказав о том, что Россия и Саудовская Аравия сократят добычу на 10 млн баррелей и даже 15 млн баррелей. В ответ на сообщения Трампа в Twitter биржевые котировки нефти марок Brent и WTI пошли вверх. Однако цены на реальные объемы продолжили путь в обратном направлении. К чему приводят сейчас заявления американского президента, так это к увеличению разрыва между реальным рынком и финансовым. А разрыв сам по себе нежизнеспособен и исчезнет. И сообщения Трампа грозят тем, что балансировка финансового и реального рынков может оказаться из-за них очень резкой и жесткой — с экстремальным падением цен, если на предстоящих встречах добывающие страны не смогут договориться», — заметили аналитики Оксфордского института энергетических исследований.

Источник: EADaily, 06.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики